Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Поселок

Кир Булычёв

  • Аватар пользователя
    Аноним9 июня 2018 г.

    С первых страниц мне стало безумно интересно: необычный, опасный мир, напряженный сюжет, по чуть-чуть рассказываемая история экспедиции, довольно напряженные отношения между Олегом и Диком, история пути к кораблю, яркие характеры, все как надо. Но чем дальше, тем страннее для меня развивалась эта история.
    Все время приходилось оправдывать героев в своих глазах, напоминать, в каких условиях они живут, что с ними случилось, что надо удивляться, что они вообще смогли выжить и не сошли с ума. Но каждое новое действие или высказывание героев, особенно старшего поколения, приводило меня в недоумение. Ну хорошо, допустим, большая часть женщин поселка превратилась из умнейших ученых, ведущих астрофизиков в истеричных зануд и нытиков после пережитого стресса, окей. Ну хорошо, допустим, у двадцатилетних юношей и девушек гормональный фон как у третьеклассников, потому что условия, климат и мало витаминов. Но почему занятия с младшим поколениям включают завоевания Александра Македонского и длину Брахмапутры, но не историю развития физики, полетов к звездам, опыт предыдущих экспедиций на другие планеты и что-нибудь хотя бы более-менее полезное? Почему единственный женский персонаж, испытывающий физическое влечение, выставлен тупоголовой скучной истеричкой, а ее естественное физическое желание подается как что-то грязное и отвратительное? Почему взрослые люди на полном серьезе двадцатилетнему парню говорят «вы же еще дети, от тебя я такого не ожидала»? Что это за неуместное ханжество? Почему люди, главная надежда которых – молодое поколение, вместо того, чтобы плодиться и размножаться, воспитывают это молодое поколение так ханжески и пуритански? Если вы правда хотите победить эту планету, вы должны трахаться с утроенной силой и требовать этого же от второго поколения, да вы уже третье там могли родить! Вместо этого вы потихоньку умираете от старости, болезней и агрессивного внешнего мира и во все горло стонете о деградации и о том, как плохо приспосабливаться к этой планете, потому что она убивает в человеке желание развиваться и расти над собой. Что вообще за бред? Почему Дик подается скрытым антагонистом, хотя он – единственный нормальный герой в этой психушке? И чем дальше, тем этот ком нелепиц в поведении персонажей становится больше и больше мешает читать.
    Еще мешает читать патологическая серьезность автора и персонажей. Я прекрасно понимаю, что в таких жутких постапокалиптических условиях особо не повеселишься, но хоть какие-то остатки чувства юмора хоть у какого-нибудь самого завалящего героя должны быть? Впрочем, когда появился герой, который, по мнению автора, этим чувством юмора обладает, мне сразу же захотелось, чтобы он перестал хохмить, ибо безумно раздражает.
    При этом были очень интересные моменты, например, когда в начале книги герои приходят к кораблю и вообще нифига в нем не понимают, потому что знают о нем только понаслышке и напредставляли себе все очень отличающимся от реальности. Олег, представляющий себе последние минуты, проведенные на этом корабле. Поедание сгущенки, не зная, что это сгущенка и прочие мелочи, которые кажутся очень достоверными и интересными. Но рядом с ними – чудесное «мы не убьем козу, хотя умираем от голода, потому что она милая и дружелюбная». Ну неужели дети, выросшие посреди опаснейшего недружелюбного мира, могут смотреть хоть на каких-то его представителей не как на опасность или потенциальную пищу, а как на домашних питомцев? Биолог, думающий фразами «вылетела стая птиц, какие-то странные, наверное, пресмыкающиеся». Или мое любимое «астронавт сломала ногу, мы несем ответственность, поэтому вместо нее полетишь ты, хоть ты и судовой врач». Врачу теперь на завод выходить работать вместо рабочего, которому он выписал больничный? И прочие чудесно нелогичные штуки, после которых приходится делать паузу и уговаривать себя «ну ладно, ну че ты, ну это мир такой, видишь, они не убили козу, потому что человеческое в них еще может противостоять дикому, это не провал в логике, а проявление разумного, доброго, вечного. Ну, превратилась умнейшая женщина в больную истеричку, ну я на тебя бы посмотрела в таких условиях, читай и не пиликай».
    В общем, странная это была история. Вроде бы мир – ну просто конфетка. В жизни бы не подумала, что буду с таким интересом читать о выдуманной флоре и фауне и о том, как человек пытается ее победить и приспособить под себя. И вроде бы есть психологичность, герои раскрыты достаточно глубоко, но с какой-то совершенно идиотской стороны. Может быть, что-то не так со мной, как с читателем, но я считаю, что когда герои попадают вот в такую безвыходную ситуацию, в относительно замкнутое пространство, самое интересное, что может быть в книге – это раскрытие отношений между ними. И физических отношений в том числе. Да, написано в советское время, да, не принято говорить о таких вещах, но что, в таком случае, в тексте делает выставленная шлюхой Лиз? Вообще бы замолчали тогда эту тему. И над всей книгой витает какой-то трудно определяемый душок «сделано в СССР», только не в контексте «пропаганда, коммунизм, братство», который обычно вспоминается при этих словах, а в каком-то другом, который сложно выразить словами.
    Концовка, правда, несколько примиряет со всеми недостатками. Когда уже смотришь на все происходящее глазами второй экспедиции, не остается душевных сил на придирки и недоумения, остается только удивление, как вообще эти люди смогли выжить. Только вот общего впечатления от книги это не исправляет.

    15
    581