Рецензия на книгу
Flawed
Cecelia Ahern
Pogibell7 июня 2018 г.Детсадовский Оруэлл, или Антиутопия в стиле 6+
Добро пожаловать в жуткий мир тоталитаризма и репрессий!
Тебе нельзя гулять позже 11.
Давись кашей с лососем, пока все вокруг жрут вкусную курицу.
Сладкое раз в неделю.Что это? Если ты ответишь, что это жизнь 10-летнего ребенка с гастритом, то ты бездушная сволочь, которая не понимает ничего в тоталитаризме. На самом деле, это — жестокий и страшный мир «Клейма». здесь должна быть эпичная тревожная музыка
Если серьезно. то книга очень смешная. Прямо чувствуется в ней какая-то милая непосредственность, когда нам на абсолютно серьезных щщах втюхивают страшилки уровня «тебе поставят клеймо на пятку».
Эти клейма — это вообще какая-то вещь в себе. Ну, скажите на милость, зачем — ЗАЧЕМ— ставить их на такие места? Пятка, грудь, язык - боги... Кто их увидит? В чем их карательная функция? Причем, что интересно, перчатки наши мыслепреступники носить не должны — а то ведь клейма не будет видно. Логично. А обувь никого не смущает? Может, лучше их босиком на мороз тогда? Ну, для большей драматичности. Нет? Ну ладно.
А еще клейма делают с обезболиванием. Типа, «ты, конечно, тварь распоследняя и преступник, и мы собираемся сделать всю твою оставшуюся жизнь невыносимой, но ты не бойся, бо-бо не будет». How sweet.
Не очень понятно, много или мало заклейменных в стране, но ради них создана отдельная инфраструктура. Ежедневные проверки, тесты, полиграф. Цирк с конями. При этом для социального блага они не делают ровным счетом ничего, т.к. они «неприкасаемые». Отличный экономический и политический ход. Аплодисменты властям. Дыры в логике мира здесь размером с Антарктиду. Впрочем, как и в большинстве мейнстримных антиутопий про сферический тоталитаризм в вакууме.
При этом где-то в на периферии повествования сиротливо поблескивают аллюзии на расовую сегрегацию в США с раздельными местами в автобусах, на преследование "врагов народа" и их семей, на нацистскую пропаганду (куда без нее), на гомофобную травлю. Но что с этим всем добром делать писательница вообще не представляет. Поэтому в центре истории какая-то сладкая вата страданий с блестками.
Психологическое состояние и ценности главной героини меняются по щелчку. Причем без каких-либо внешних причин. Он прав - он скотина. Какая она молодец - ненавижу ее. Всех клеймят за дело - какой бедненький дедушка с клеймом. Ах, люблю своего парня - ммм, какой секси-крепыш в соседней камере. Успевать за ней тяжело. Да и, возможно, незачем. Можно просто наблюдать эти метания как матч по пинг-понгу. При условии, что героиня периодически вспоминает, что у нее математический склад ума и она вообще гений логики, выглядит особенно умильно.
А еще она, конечно, избранная. Причем со всех сторон. Чтобы сначала идеальная овчарка режима и местная звезда, а потом сразу королева ренегатов и главная преступница всех времен. Третьего не дано.
«Клеймо» точно заслуживает звание самой мимимишной антиутопии. Бестолковой, но смешной.
10502