Рецензия на книгу
Изабелла Католичка. Образец для христианского мира?
Жозеф Перес
Аноним7 июня 2018 г.Краткий обзор впечатлений о книге Жозефа Переса "Изабелла Католичка", о четырех частях оной.
Часть 1. Восшествие Изабеллы на престол. Становление монархии. Что называется, обязательная программа. Достаточно сжатая (35 страниц; впрочем, и книжка невеликая) и почти не трогающая собственно Изабеллу. На троечку.
Часть 2. От Испании трех религий до инквизиторской Испании (45 страниц). В Испании, когда католики ее дозавоевали, жили еще евреи и мусульмане. Католики стали обижать евреев (да, Изабелла почти не при чем, это все Фердинанд). Евреев заставляли принимать христианство или по-быстрому паковать вещички, а потом тем, кто христианство принимал, мотали душу насчет точно ли они приняли христианство. Скольких сожгли, вопрос сложный. Да, мусульман тоже обижали.
Выражаясь менее стебно - автор считает насаждение католичества, дискриминацию иудеев и мусульман и создание инквизиции делом рук почти исключительно Фердинанда, однако пишет об этом достаточно подробно (самая большая часть в книге, между прочим). И обходит вниманием тот факт, что отвоеванные земли бывшего Гранадского эмирата (где в основном и обитали мусульмане и иудеи) вошли в Кастильскую корону (стр. 31), т.е. подчинялись Изабелле, но никак не Фердинанду.
Часть 3. Изабелла и Индии (23 страницы). Примерно половина - это Колумб, чуть менее другой половины - испанцы в "Индиях" вообще, самой Изабелле осталось примемрно страницы 3.
В этой же части - деталь, лучше всего, на мой взгляд, характеризующая книгу. Автор пишет, что "Вопреки легенде, королева не продавала и не закладывала свои личные драгоценности ради этого предприятия" (т.е. первого плавания Колумба). В примечании к этому месту уточняется, что "в 1492 году эти драгоценности были отданы торговой палате Валенсии в залог государственного займа" (стр. 166)... но на что Изабелла брала в долг, как договаривалась и как рассчитывалась, нигде в книге не говорится ни полслова.
Часть 4. Изабелла глазами французских историков (38 страниц, почти догнали инквизиционную часть). Название вполне соответствует... глядишь, и пригодится студенту по соотв. специальности... но нам-то что?
Заключение. Нужно ли беатифицировать королеву Изабеллу? Как атеист и антиклерикал, я бы с удовольствием полюбовался на этот цирк: как Изабеллу, добрую христианку по меркам XV-XVI века, пытаются отмазать от строгостей конца XX - начала XXI века, как-то: миролюбие, веротерпимость, толерантность... Но шести страниц для доставляющих подробностей определенно мало; а что Изабелла вела себя по меркам своего времени, а не нашего, как-то и без мсье Переса интуитивно понятно.
Ergo. Перед нами рыхлый сборник мало связанных между собой вшивеньких статей, к которым прилеплен мало относящийся ко всем вместе и к каждой в отдельности заголовок. Fail. Далеко не epic.
5457