Рецензия на книгу
Киномания
Теодор Рошак
anisey31 мая 2018 г.Великая ересь кино
Здесь должна быть цитата Ленина про кино, но я посчитала это слишком банальнымВпервые я взяла в руки "Киноманию" Теодора Рошака в маленьком баре в переулке Ульяны Громовой. О книге я не знала ровным счётом ничего, потому что стараюсь не читать ни отзывов, ни рецензий, пока не составлю о книге собственное мнение. В противном случае я ощущаю себя героем популярной шутки про дегустацию - пока все чувствуют нотки чернослива и ванили, я чувствую, что уже наклюкалась.
Первые страницы создали обманчивое впечатление. Я ожидала задорную книжечку про ребят, похожих на "Мечтателей" Бертолуччи или Марка и Дарью из "Забриски-Пойнта". Лав нот вар, под асфальтом пляж, все дела. Но с хипповым настроением не сложилось. Занимательные сцены киноведческого кунилингуса быстро сменились "занимательной конспирологией", где, разумеется, появляется след тамплиеров и тайный заговор с большой буквы "З".
Сюжет книги для меня предсказуем и вторичен до скрежета зубовного. Все эти бессмертные средневековые ордена, воинственные сироты, которых воспитывают в духе муштры, планы порабощения мира и аналоги эффекта 25 кадра(похудеть он, кстати, не помогает - даже не тратьте время)где-то уже были.
Саллиранд упорно вызывал ассоциации со слегом из "Хищных вещей века" Стругацких . "В конце он непременно встретит Касла, недаром же его не шлёпнули", - подумала я... и оказалась права! Через сотню страниц замелькала голая задница престарелого Касла, который клеит плёночных "франкенштейнов" (да-да, я знаю, что Франкенштейн - это не гомункул, а создатель) из чужих фильмов, как современный российский кинематограф, блин.
И всё же в этой книге что-то есть. Огромное что-то. Целый пласт. Возможно, для полного погружения нужен саллирандили косячок, но в моём понимании именно таким должен быть хвалёный постмодернизм. Постмодернизм - это гомункул из литературных жанров, а не разлагающийся вонючий труп, тщательно подкрашенный умелым гримёром. Думали, вам тут будет "пис, брат" и вудстоки? А фиг! Это конспирологический детектив с совершенно невероятными в своей красоте описаниями сцен из кино.
Они - эти сцены из несуществующих фильмов - вызывали у меня (с моим образным мышлением) жесточайшую внутреннюю дрожь. Это странное ощущение - "ужас не страха, а отвращения". Будто смотришь мерзкое видео на ютубе и не можешь выключить, как под гипнозом. Я не пытаюсь "подражать элитарному мышлению" и идти за любителями "другого кино" по их асимптоте в бесконечность. Мне не близка философия "кино не для всех" и культовости, которую нужно понимать, чтобы прослыть избранным и богемным. Я принадлежу к "не забывшим простонародные основы искусства" и люблю старые советские фильмы, слезливые мелодрамы, фильмы про американских школьниц и детективные сериалы про хороших копов и плохих парней. И всё же - я возненавидела фильмы несуществующего режиссёра. Это звучит странно, но как объяснить по-другому?
Рошаку удалось не просто выпустить в свет героя Макса Касла, ему удалось воссоздать адски глубокий и странный внутренний мир талантливого человека и познакомить зрителя/читателя с этим миром посредством несуществующих фильмов.
И всё же помните, что сказала бедняжка Клер о Касле. Он - зло. И Рошак - зло. Интеллектуальное, изящное, завораживающее зло. Книга, которая оставляет читателя с сосущей пустотой чёрной дыры внутри, прекрасная в своей отвратительности.
А не проснусь ли я завтра на необитаемом острове под Южным крестом?7185