Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Киномания

Теодор Рошак

  • Аватар пользователя
    Аноним29 мая 2018 г.

    И наконец они устали

    Первая фраза моей рецензии будет очень эгоистичной - я люблю хорошее кино начала и середины 20 века и неплохо в нём разбираюсь. Мне интересно читать книги о кино, добрые старые книги о кино.


    Иностранный фильм. Фильм, который нужно читать.

    И главный герой "Киномании", Джонатан Гейтс также любит кино. Очень, с послевоенного детства. Впрочем:


    Каким же молодым дикарем был я среди гурманов, рассевшихся за банкетным столом в "Классик". Аппетит к кино у меня был волчий, только вот вкуса никакого. Нет, это неправда. Вкус у меня был: дурной. Ужасающий вкус.

    Думаете, автор на героя наговаривает? (По всем правилам вежливости мы сейчас должны были бы уговаривать Джонатана, что это не так, и звание профессора просто так не дают). Не тут-то было. Давайте по порядку.
    Наш герой, влекомый совершенно обыденными признаками взросления - о чём ещё может думать подросток возраста 15+, когда организм растёт, попадает в подвальный кинотеатр на западных улицах Лос-Анджелеса в надежде увидеть что-нибудь непристойное на экране. И внезапно обнаруживает, что кино - это не только способ развлечения, но и возможность увидеть то, что скрыто. Во всех смыслах этого слова.


    Прошло не менее двух-трех минут фильма, прежде чем я отчетливо понял, что стал свидетелем двух поразительных новаций. Вероятно, это был один из первых кинофильмов, в котором действие начиналось до титров; к тому же это был самый длинный непрерывный кадр, какие я видел, - камера, пока шли титры, неумолимо и непрерывно следовала за убегавшим.

    Удивительный мир ведет Гейтса в иную вселенную, а в качестве проводника предлагает Клариссу Свон, владелицу кинотеатра, интересную, мудрую, сильную, но неустойчивую личность. Она знакомит его с кино, наставляет тому, что знает сама - Джонатан в некотором роде становится её духовным "ребёнком". Впрочем, методы обучения у Клер необычны.


    Когда в ходе любовного действа она начала вдруг нашептывать мне на ухо импровизацию о русском формализме, я решил, что мне следует почтительно остановиться и начать делать записи. Однако нет.

    Отдает Эдиповым комплексом. Хотя, не одним им. Вскоре мы выясним, что Клер, спасая Джонатана от "плохого" кино, спасала себя. От депрессии, от неустроенности, от кризиса личности. Успешно ли? На мой взгляд, да.


    Я решила подняться выше этого.
    • Каким образом?
    • Искусство, Джонни. Верь в искусство. искусство побеждает всё. Гомер превратил в искусство войну, Данте превратил в искусство все ужасы ада, Кафка превратил в искусство кошмары. То же самое можно сказать и об этой дьявоской машине сирот.

      Далее наш герой знакомится с Шарки, партнером Клер в кинотеатре, но полной её противоположностью в жизни. Шарки раздолбай (простите за грубость), но также искренне любит кино, как каждый из наших героев.


    Дурной вкус, дешевка, пошлость. Шарки - часть чего-то маргинального. И не только в мире кино. ты видел детские комиксы? Не знаю, как это назвать - что-то патологическое. Если оно когда-нибудь выйдет на свободу, то я нам не завидую.

    Именно Шарки становится первым и безоговорочно бессмысленным поклонником творчества фабрики сирот. Почему бессмысленным? Потому что Шарки, будучи этаким перекати-полем, довольно поверхностным, везучим и хватким одновременно, в мире Киномании не пропадёт. Мне кажется, в случае атомной киновойны он будет одним из немногих, кто останется невредимы

    • Саймон не ученик, - сказала девочка. - Он пророк.
    ок.

  • ....
    Шарки посмотрел на меня скептическим взглядом. Вполголоса он пробормотал: - Не думаю, что его фильмы так уж про рок.

    А что сам Джонатан? Много ли мы о нем знаем из книги? Отнюдь. Хотя книга написана от первого лица, герой свои эмоции не раскрывает полностью, что есть прекрасный пример, как стоит писать (это не сарказм, мне этот способ повествования очень понравился).
    А теперь перейдем к слону в комнате. Макс Касл. Или Макс фон Кастелл. Личность, вокруг которой вертится всё действие романа. Загадочный выходец из сиротского приюта с необычной формой религии - нам предлагают заглянуть за обратную сторону католицизма, знакомят с теми, кого в средние века называли

    • И этого они жду? Конца света в 2014?
    • Они не ждут. они работают. Вы помните, что, согласно их вере, истинному Богу должны помочь его последователи. В рождественское утро 2014 они положат конец истории.

      Фанатики? Отчасти. Люди, что обладают многовековыми знаниями? Отчасти. Люди, что всего на свете бояться? И это тоже.

    • Вы когда-нибудь замечали, что происходит, если в споре использовать аргумент о заговоре? Все, что вы говорите, автоматически дискредитируется. Почему? Да потому, что никто из благонамеренных людей в такие вещи не верит.

      И вот тут и я не верю, Рошаку не верю. Не верю ему, когда невыдуманный Орсон Уэллс восхищается приемами иллюзорного Макса Касла, когда тамплиеры оказываются в одной связке с переселением душ из прошлых жизней. И когда главный герой оказывается настолько слепым, что не видит подвоха, даже тогда, когда сам же задумается об этом.

    тся об этом.
    Так что же Макс Касл? По легенде это загадочный, уникальный режиссер, удивительно появившийся в Голливуде и также удивительно без вести пропавший. Ему позволяют снимать второсортные фильмы о вампирах и зомби. А он делает из них зловещие шедевры. То, как сделаны его фильмы (поделки, как их именуют в книге) читать увлекательно. Техническая сторона кино показана действительно захватывающе. Монтажные стыки, ленты картин, что горят не в тех проекторах, своеобразный 25 кадр.


    Я увидел, что в фильме есть и второй ряд образов, неясный, но вполне различимый на экране. Эти образы подрагивали в вертикальной плоскости, словно лентопротяжка попадала на рваную перфорацию, но тем не менее они находились в определенной строгой последовательности.

    Джонатан, посвятивший свою жизнь исследованию Касла и его творчества, в конечном итоге видится с кумиром, живет и работает бок о бок с ним. Это ли не счастливый конец истории? Но как у пленки есть две стороны - негатив и позитив, так и роман получается дуохромным. Для меня совершенно неудивительно, что оригинальное название книги "Flicker".
    Впрочем, мигает там не только киноэкран.
    Мигает там и общество 70 - х. Бросаясь из крайности в крайность, раскрепощаясь и выходя за рамки дозволенного, боготворя постапокалиптические фильмы (отсылка к Безумному Максу?). В книге их автором выписан Саймон Данкл, закомплексованный воспитанник сирот, последователь Касла в извращенной форме. Здесь без цитат, читать описание его фильмов неприятно, а если дать волю воображению...

    Что же в итоге? А в итоге остается двоякое впечатление (возможно, это говорит о гениальности произведения, воздержусь от оценок такого рода) - с одной стороны это увлекательный фантазийный роман о кино и теориях заговора, а с другой совсем не поверхностное исследование человеческой истории 20 века. И вроде бы всё сочетается, всё интересно. Но...


    Это было похоже на открывание фоба: рассчитываешь найти мертвое тело... и находишь.

    Прочитано в рамках игры "Долгая прогулка 2018"

6
170