Рецензия на книгу
Моя жизнь, мои достижения
Генри Форд
Аноним28 мая 2018 г.Как труд превратил сына фермера во владельца крупной компании
Когда я бралась за эту книгу, не думала, что в ней окажется столько ценных мыслей. Но помимо этого, еще больше она задает вопросов. Генри Форд неординарная личность. Вся книга посвящена его истории успеха, а секрет успеха с его слов крайне прост - усердно трудись и все получится. Ну еще надо быть талантливым, выше головы все равно не прыгнешь.
Если вкратце - Генри Форд родился на ферме, родители хотели, чтобы он продолжил их дело, но его с детства интересовала техника и он без устали занимался сначала ремонтом часов, потом увидел паровую машину и изучил ее, а потом уже начал экспериментировать с двигателями внутреннего сгорания. И все это время он параллельно где-то работал. Он решил, что людям нужны доступные автомобили(тогда они считались игрушкой для богатых и стоили очень дорого) и решил работать в этом направлении, но что интересно, у него не было стартового капитала, он был вынужден прибегнуть к помощи инвесторов и изначально его компания ему не принадлежала. Но когда дела пошли хорошо, он ее выкупил.
На протяжении всей книги Форд как мантру повторяет то, что каждый человек должен служить на благо общества. Он делал автомобили, потому что они нужны людям. Он делал их качественнее и доступне, чтобы их больше покупали. При этом, по его утверждению, от того, что он снижал цены, прибыль только росла. Вместе с прибылью всегда рос и его бизнес. Форд считал, что бизнес должен всегда расширяться, иначе он деградирует. И вот тут мне не совсем ясно, как может бизнес расширяться бесконечно, как это может быть благом, ведь именно так появляются мировые корпоративные монополизированные монстры, но им куда еще расширяться. Для меня этот вопрос остался открытым.
Генри Форд ввел много как технических, так и управленческих нововведений в свою компанию. Все подчинялось принципу максимальной эффективности. Рабочий не должен делать лишних движений, чтобы больше успевать. Бюрократии должно быть по минимуму. Иерархической сложности быть не должно. Форд вообще не любил всяких лишних управленцев, паразитирующих на чужом труде, что очень красноречиво показывает эта цитата, про то, как он купил железную дорогу и начал ее превращать в прибыльное предприятие:
В марте 1921 мы приобрели дорогу и тут же начали проводить в жизнь наши принципы. Ее администрация располагалась в Детройте. Мы ее ликвидировали и передали все управление одному-единственную человеку, занимавшему половину письменного стола в грузовой службе. Юридический отдел отправился вслед за администрацией.Столько лет прошло, а проблемы те же.
Сквозь книгу проходит еще одна мысль - Форд часто повторяет то, что деньги сами по себе ценностью не являются, а всякие банкиры и прочие торгаши, стремящиеся купить подешевле, продать подороже, зло, с которым надо бороться. Тут-то мы и подходим к знаменитому Фордовскому антисемитизму. Там конечно нигде не написано, что во всем виноваты евреи, даже наоборот, Форд пишет, что люди, которые тайно управляют миром, не имеют нации. Но все таки интересно, как он ко всему этому пришел.
Форд мыслит глобально. В этой книге он пытается найти решение, как сделать так, чтобы вообще во всем мире все жили хорошо, и не одобряет политику США, которая эксплуатирует экономически отсталые страны под видом их развития. Идеальный мир по Форду - это мир, где все заняты делом, работают на благо общества и примерно одного благосостояния. Чем-то похоже на коммунизм, но с деньгами, потому что деньги удобный инструмент.
В общем, Форд для меня после прочтения стал человеком-загадкой. По этой книге не понять всего, что он думает, потому что о чем-то он явно умалчивает, а сама книга местами носит какой-то воспитательный характер. Но в целом я ее содержание считаю очень ценным и советую прочитать эту книгу каждому, потому что пересказать всего, что в ней есть, я не смогу - слишком много.93,5K