Рецензия на книгу
Герой нашего времени
Михаил Лермонтов
Аноним27 мая 2018 г.Без высокопарных заголовков обойтись очень трудно.
Первый раз про героя-мученика я прочитал где-то в 14-15 лет, что я помню после первого прочтения - Печорин стал фаталистом. Печорин - палач чужих драм и трагедий. Вот и всё пожалуй, даже про серба Вулича я и то забыл, думал, что Печорин сам в себя стрелял - так даже лучше, ещё более самолюбивый, рефлексирующий человек выходит)
Вот мне и 20 лет, решил, что да, пора, нужно отдать должное Михаилу Юрьевичу - роман отменный. Самое, интересное, что его актуальность в эпоху Фараона и Скриптонита - только растёт.
Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных...Печорин - это точно герой НАШЕГО настоящего. Как выглядит среднестатистический житель любой провинции и столицы? Молодой человек, который ставит целью своей жизни - потребление легкодоступных таймкиллеров, удовольствий и событий, которые заставляют стынуть кровь в жилах. Сейчас, в эпоху разврата - так легко получить то, чего ты хочешь, не нужно даже особо стараться, огромная толпа девушек, в случае мужчин и мужчин, в случае девушек - стоит, да-да, у тебя под дверью и ждёт пока ты выйдешь в метро, улыбнешься, заговоришь, отвесишь комплимент, конечно, не с первого раза, но со второго или третьего раза девушка отдаст всю себя тебе, а парень будет волочиться за тобой по всюду.
Печорин злой? Ну тогда, господа, все мы злые. Признайся хоть себе, читатель, ты хоть раз, но точно обманывал себя в своих чувствах! Увлекался кем-то или чем-то ради просто забавы, игрался с чувствами других людей ради плотской утехи! О, да-да, конечно, ты не такой или вы не такой, конечно, ты, да-да ты действительно "искренне" любил человека и у тебя были чувства, и только поэтому ты начал встречаться или, быть может, переспал с этим человеком, только поэтому..........
Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья - и никогда не мог насытиться...Да всё просто, на самом деле, ты просто сам хотел и хочешь верить, что ты любишь или имеешь чувства, потому что реальность жестока и, когда ты начинаешь, заглядывать за горизонт своего выстроенного барьера - ты видишь истину, которая делает тебя уродом! А сколько раз ты жертвовал чем-то, обычно, я слышу что-нибудь по типу: "Я ищу такого-то человека", "мне нужно то-то и то-то от человека". С какого вообще перепугу ты решил, что тебе кто-то и что-то должен, милый мой друг? Что за эпоха потребления, всё ради себя любимого, пожертвуй хоть чем-то для другого и думай о другом, а не о себе! Печорин герой нашего времени, потому что он не боялся видеть в себе урода, может быть и не урода, а скорее злого и подлого человека, а может и не злого, и не подлого?
...пока мы найдем такую, которая нас терпеть не может: тут начинается наше постоянство - истинная бесконечная страсть, которую математически можно выразить линией, падающей из точки в пространство; секрет этой бесконечности - только в невозможности достигнуть цели, то есть конца.Сложность, да, сложность - вот, что нас привлекает, а не человек, стало скучно? Катись к черту, ты мне больше не нужен!
Слово перестало значить хоть что-то: в эпоху Печорина - можно было поплатиться жизнью. Слово "любовь" - ХА. Сейчас слово "любовь" используют как базовое для обозначение своей симпатии, никто, НИКТО, не придаёт значение, что летит из их, простите, веников наружу. А раньше - человек боялся сказать "люблю" - он теряет свободу, он приобретает ответственность!
Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы.Однозначно, Печорин эгоистичен - тут согласен, очень эгоистичен... для тех времён. Сейчас же - стандартный житель любого города России. Моя хата с краю - на остальных мне плевать. Да и правильно, так и нужно, потому что иначе не выжить в этом мире, как вы собираете быть добрыми со всеми? Такова жизнь, таковы люди и никуда от этого не денешься, а вот критиковать не надо, нет, спасибо, иначе ты ещё хуже, ты скрываешь эту эгоистичность от самого себя!
За несколько верст до Ессентуков я узнал близ дороги труп моего лихого коня; седло было снято - вероятно, проезжим казаком, - и вместо седла на спине его сидели два ворона. Я вздохнул и отвернулся....А мы что ли не такие? - ХА - Мы только и делаем, что отворачиваемся от бедных, неимущих, мертвых собаках на дорогах, кошках, птицах и проч., и проч. Но мы такие все порядочные и справедливые, ангелы во плоти!
Настолько ли привлекательно зло? Ещё бы, а зло ли это? Вот Воланд, он злой? И вообще, как узнать, что человек добрый? Мне кажется, что как только человек становится умнее - он становится злым и причем степень его смешения добрых чувств и намерений со злыми превращается в неправильную пропорцию с ростом интеллекта и самомнения - и ничего с этим не поделаешь, потому что с умом приходит несчастье, рефлексия (как раз как у Печорина) и сомнения в правильности принятых решений и так далее, и так далее. Вот что интересно, возможно, однозначно добрый человек - значит, простой человек, почему так? Потому что он не касается своим нутром и девственностью той грязи, которую познает человек умный, да, определенно, это не всегда так работает, но согласитесь, быть однозначно добрым или злым гораздо проще, когда ты глуп? Зло очень привлекательно - потому что оно умно, а ещё бывает очень добрым, хорошим, тёплым и приятным, потому что зло - неоднозначно, как иногда думают люди.
Палач ли он чужих драм и трагедий? Нет, я думаю, что нет, он просто ищет приключения, и он их находит, как я и сказал - вас ждут за дверью, только нужно выйти наружу...
Интересная глава про фатализм и предопределение - но как-то "ни к селу ни к городу". Вроде и хочется сказать, что она заканчивает образ Печорина, но она просто лишний раз рассказывает нам про современного человека, вот и всё. Лермонтов - пророк!
Печорин - обычный рефлексирующий молодой нигилист, максималист и человек, который просто потребляет жизнь и пропускает через себя, не идите по его следам, друзья, не превращайтесь в завод по переработки услад, стремитесь к чему-нибудь, задайте себе цель, сделайте что-нибудь такое, что оставит вас навечно тут. Да, забыл предупредить, никаких плюшек вам за это не положено и по головке никто не погладит, поэтому так и трудно на это решиться.
Книга - прекрасная, всем рекомендую к прочтению, прошу прощения за излишний напор и скудность слога, а так же взбалмошность рецензии, так уж вышло, я был возмущен и переполнен эмоциями, простите) Всем добра!71,1K