Рецензия на книгу
The Vegetarian
Han Kang
tsumikomu19 мая 2018 г.Задать вопрос
Человек несвободен. Он скован рамками социальных устоев и обычаев с момента своего рождения. Семья и страна диктуют ему свои правила нимало не заботясь о том, что он сам думает об этом, как смотрит на мир, как видит и чувствует его. Статусная иерархия заставляет его своими руками ломать собственную психику, подстраиваясь под требования окружающей действительности. При этом подчинение вбивается на уровне инстинктивной реакции как безусловный рефлекс. Они говорят: «человек — существо социальное», они напоминают: «ты не выживешь один». В результате от свободы личности, которая дежурно прописана в конституциях всех стран мира, не остаётся и следа.
Не будешь есть мясо, тогда съедят тебя.Молчаливая и послушная (обыкновенная) Ёнхе вдруг в один день перестаёт есть мясо. Ну казалось бы, что такого? Не хочет - пусть не ест. Но нет, окружающие не понимаю как так можно, окружающие не могут оставить этот факт без внимания, а ее — в покое. С энтузиазмом они стыдят, шутят и откровенно издеваются над ней. Семья, муж и даже случайно-поверхностные знакомые в глаза и за глаза называют ее сумасшедшей, кричат, дергают за руки и за ноги как тряпичную куклу, но не хотят попытаться даже на секунду остановиться (зачем?) и спросить что происходит с ней, в ней самой.
Поедание мяса - человеческий инстинкт. А то, что называют вегетарианством, противоречит этому инстинкту. И поэтому оно противоестественно.Такая, в сущности, банальная вещь как отказ от мяса разворачивает нутром наружу отсутствие личности человеческого индивидуума. Пирамида обязательств и обязанностей общества не способна вместить такое понятие как свобода воли и в конечном итоге отторгает Енхе из себя на периферию — в психиатрическую лечебницу, где уже врачи никак не могут понять почему она не хочет есть, не хочет жить.
Сейчас же кончай своё вегетарианство или что там. И давай, вот это, это, это — ешь, ешь быстро! Прошли времена, когда еды не хватало, сейчас всего вдоволь. С чего это тебе вдруг вздумалось такое?Сама по себе история рассказывается с позиции трёх людей, которые какое-то время живут рядом с Ёнхе: мужа, свояка и ее старшей сестры. В каждом из них читатель может видеть лишь отражение главной героини, отнюдь не её саму. Свойства и качества, которыми они её наделяют подчас не имеют никакого отношения к реально существующему человеку здесь и сейчас. Муж живёт образом идеальной жены, которая должна холить и лелеять его персону. Свояк видит в ней только «монгольское пятно» и холст художника, он слеп и глух из-за похоти в своей голове. Сестра сама отдаёт её в психиатрическую лечебницу, потому что в глубине души боится не выдержать постоянного напоминания об измене мужа. Так, в одночасье, человек становится никому не нужен (а был ли нужен хоть когда-нибудь?) и, быть может, стать деревом — далеко не самый плохой вариант, чтобы вырваться из этого круга самопровозглашенной жестокости.
Вдруг осознаёт, что вот таких людей, сошедших с ума, воспринимает уже спокойно. Мирная улица, заполненная толпой нормальных прохожих, время от времени кажется ей непривычной.Читатель, закрывая последнюю страницу, поневоле поймает себя на мысли — а не был ли я сам настолько жесток с людьми, меня окружающими? Уважал ли я их чувства, достоинство и внутренний мир? Да, книга не панацея, не волшебная палочка, чтобы в сразу всё взять и изменить, но так, незаметно и исподволь, она способна сделать нас хоть немного, но лучше.
25892