Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Письма к брату

Винсент ван Гог

  • Аватар пользователя
    Аноним18 мая 2018 г.

    "Картины увядают как цветы..."

    "Не верь, что мёртвые - мертвы.
    Покуда в мире есть живые,
    И те, кто умер, будут жить".
    Винсент Ван Гог. 1888г.

    Винсент и Тео...
    Тео и Винсент...
    Нам всегда говорили про Винсента Ван Гога, не упоминая Тео. И по-моему это жесточайшая несправедливость. Не было бы никакого Ван Гога, не было бы "Звёздного неба" и "Подсолнухов", не было бы ничего, если бы не брат Тео, который до последнего своего вдоха верил в брата и его огромный талант, брата, который сделал всё это возможным. Недаром в своих письмах Винсент очень часто использует "мы" и крайне редко (в самых первых письмах) отделяет себя от брата: "Мы написали...", "У нас получится...", "Наши планы и идеи..." Винсента так часто предавали те, кому он верил и на кого надеялся. И лишь Тео всегда оставался рядом. Они были единым целым, как близнецы, родившиеся с разницей в несколько лет. И как у близнецов бывает - один просто не смог жить без другого: 27 июля 1890 года застрелился Винсент, а через полгода 25 января 1891 года умер Тео. И даже после смерти они остались вместе; Тео похоронили рядом с его любимым братом.
    Печальная история...


    "Боже мой, люди так часто ищут высокое под облаками или на дне морском, а оно оказывается рядом с нами".

    Вот только большинство из нас настолько духовно близоруки, что не в состоянии разглядеть это прекрасное даже у себя перед носом. Мне нравится Ван Гог своей открытостью и прямотой. Думаю, поэтому он так тяжело сходился с людьми и ему так трудно было находить с ними общий язык. Ведь по сути с окружающими у него было мало общего. Неудивительно, что ему было так тесно и душно в зашоренном и закостенелом бюргерском обществе. Он всё время тянулся к простому люду, стараясь в своих работах запечатлеть их титанический труд. Удивительно то, что он так долго прожил, учитывая его противостояние с самыми близкими людьми. Наверное, только искусство и беспокойство о Тео удерживали его на краю пропасти, не давая ему упасть. И всё больше узнавая его внутренний мир, его полную изоляцию, которая не смогла уничтожить в нём стержень человечности, понимаешь истинность слов: "Гений и злодейство не совместимы". Не смотря на всю ту грязь, что на него вылили ещё при жизни, он сумел сохранить чистую душу.


    "...великое не создаётся порывом, а представляет собой цепь постепенно слагающихся малых дел".

    Винсент в своих письмах раскрывает изнаночную сторону всех великих творений. Мы ходим по галереям, охаем, ахаем, всматриваемся, напуская на себя заумный вид, словно разгадали все загадки художника, делаем фотографии, будто это не музей, а фотоателье. Но мы даже не задумываемся, какой грандиозный труд человека скрывается за каждым штрихом и мазком, сколько было эскизов и зарисовок, неудачных вариантов, сколько израсходовано материалов, ради одного этого момента триумфа, на котором нагреет руки кто угодно, но только не сам творец. Такова жестокая правда нашей жизни.


    "Подумать только! На строительство государственного музея тратятся сотни тысяч гульденов, а художники тем временем подыхают с голоду..."

    Бедный Ван Гог! Если бы он только знал, что почти за полтора столетия с момента его смерти в мире ничего не изменилось. Не только в искусстве, но и во всех сферах жизни. Золотой век, о котором они с Тео мечтали так и не настал.

    Мне жаль, что самый интересный период жизни Ван Гога - его жизнь в Париже - не нашло отражение в этой книге. В то время Винсент жил у брата и соответственно не писал ему письма. А хотелось бы узнать о нём побольше. Там Винсент познакомился с импрессионистами и их творчеством, там случился в нём надлом и там зародилось то безумие, которое позднее расцветёт в Арле после приезда к нему Гогена. Хотелось бы понять, почему всё так закончилось...


    "Помешательство в известном смысле благотворно - благодаря ему, возможно, перестаёшь быть исключением".

    Довольно любопытно, что в своих ранних письмах к Тео Винсент очень часто поднимает тему безумия и самоубийства, но относится он к ним так несерьёзно, уверенный, что уж с ним такого точно не случится. Однако...

    Странно, но чем ближе Ван Гог к кризису, тем более верными и точными становятся его суждения. Многое из того, что он пишет в это время брату, звучит как пророчество. И мы с расстояния в 150 лет можем убедиться, что он видел мир ясно и чётко в отличие от большинства людей того времени.


    "Как бы часто и глубоко я ни был несчастен, внутри меня всегда живёт тихая, чистая гармония и музыка".

    В этой рецензия я постаралась собрать воедино все свои мысли после прочтения этой книги. Меня всегда восхищала его картина "Звёздная ночь", но не она моя самая любимая. Больше всего мне нравятся его "Подсолнухи" на сине-голубом фоне. Много-много солнц на ярко-голубом небе.

    P.S. Я посмотрела фильм "Ван Гог. С любовью, Винсент", чтобы узнать чуть больше о тех моментах, которые остались в тени в этой книге. Фильм мне понравился. Даже не так. Он пробудил во мне чувства, он дал плоть и кровь человеку, которого я видела лишь на картинах и знала по книге. Здесь нет нравится-не нравится. Здесь просто чувства, которые трудно выразить словами. Рекомендую и книгу, и фильм тем, кому этот человек также интересен, как и мне.

    9
    733