Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Отверженные

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним17 мая 2018 г.
    Книга, лежащая перед глазами читателя, представляет собою от начала до конца, в целом и в частностях, <...> путь от зла к добру, от неправого к справедливому, от лжи к истине, от ночи к дню, от вожделений к совести, от тлена к жизни, от зверских инстинктов к понятию долга, от ада к небесам, от небытия к богу. <...> В начале чудовище, в конце — ангел.

    Такой комментарий своему произведению даёт Гюго в ходе повествования, и для себя я пока не могу решить, стоит ли с ним соглашаться. Само заглавие романа — «Отверженные» — тоже как будто не совсем соответствует тому, о чём мы читаем. Да, предполагается, что автор рассказывает читателям истории жизни нескольких героев и показывает, как тесно переплетены эти истории между собой — не разорвать, не избавиться от лишнего груза, если он сам того не пожелает (как и произошло, в конце концов, с Жавером). Однако отверженных здесь не несколько, «отверженный» здесь только один. Жан Вальжан, он же — Мадлен, он же — Фошлеван. Все остальные герои и их судьбы, честно говоря, тускнеют на фоне громады ключевого персонажа — отвергнутого совсем даже не обществом, а самим собой. О каком же чудовище, превращённом в ангела здесь может идти речь? Жан Вальжан был каторжником, но не был чудовищем, Жан Вальжан до конца своих дней отказывался в самом себе увидеть пусть не ангела, но хотя бы человека, сделавшего, несмотря на все жизненные невзгоды и несправедливости, много добра другим людям и заслужившего хотя бы малую толику счастья. Очень жаль.

    Роман читать сложно — и из-за его объёмности, и из-за бьющей потоком к месту и не к месту философии, и из-за слишком тривиальных, легко предугадываемых поворотов сюжета, но читать нужно — хотя бы ради образов героев, подающих нам пример того, какими нужно и не нужно быть.

    8
    2,8K