Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

To Kill a Kingdom

Alexandra Christo

  • Аватар пользователя
    Аноним13 мая 2018 г.

    Есть причина, по которой я предпочитаю contemporary YA всем его фэнтези- и сайфай-альтернативам.
    Причина эта состоит в том, что авторы фэнтезийного янг эдалта в большинстве своем прописывают персонажей по принципу "надела все лучшее сразу", теряют любые берега и всякое чувство меры, и вместо персонажа читатель получает скверно вырезанную картонную фигурку, слепяще-глянцевую от всех невероятных достоинств разом - и при этом абсолютно одномерную.
    To Kill a Kingdom - образцово-показательный пример как раз того, как с персонажами работать не надо. И с сюжетом. И с языком. И вообще лучше бы этой книжке остаться ненаписанной.

    В правом углу ринга у нас Лира - дочь бессердечной Морской Королевы, наследница морского престола, безжалостная убийца, неутомимая охотница и просто красавица (не темная, но прекрасная и ужасная как рассвет! коварная как море! могучая, как сама земная твердь!).
    По давно сложившейся в морском королевстве традиции, сирены охотятся на людей и забирают их сердца (в буквальном физическом смысле, не в переносном романтическом), но Лира - будучи лучше (быстрее, выше, сильнее) любой другой сирены - выбирает в качестве добычи только принцев. Юная наследница трона называет себя Princes' Bane

    и - по ее собственным словами - murdered countless [other] princes (элементарные подсчеты показывают, что убитых принцев было семь. но то ли в морском королевстве считают по принципу "один, два, много", то ли автор по ходу сюжета малость увлеклась и забыла, с чего книга начиналась).
    При этом Лира - эпитомия ангстового подростка, занимающегося селф-хармом, потому что мир жесток и никто ее не понимает (только вместо лезвий она обкладывается жалящими медузами, и я сейчас абсолютно серьезно).
    Также юная Погибель Принцев хворает болезнью, поразившей бессчетное количество Сильных Женских Персонажей (тм) до нее. Я называю это "синдром Дейнерис": когда Сильная Женщина (тм) настолько Сильная, что разум, здравый смысл, способность адекватно оценивать свои силы/трезво рассуждать и прочие ненужные рудименты автоматически заменяются на Атрибуты Силы (i.e. гонор, высокомерие, хамство, умение вставать в позу, упирать руки в боки и повышать голос по принципу моськи, лающей на слона). Чтобы никто не усомнился в том, какая она Сильная, вы понимаете.

    С противоположной стороны у нас Элиан, наследный принц самого, возможно, богатого и влиятельного королевства в цивилизованном мире. Элиан исключительно хорош собой, мужественен, дерзок, умен, проницателен, владеет 15 (прописью: пятнадцатью) языками, разбирается в тонкостях придворного этикета ста королевств, обольщает дам, непревзойденно фехтует, голыми руками борет морских монстров, виртуозно играет в карты и знает фигуры всех бальных танцев (возможно, он еще и пьет не пьянея!).
    Но Элиан, конечно же, не такой, как все остальные принцы!
    Он не хочет заниматься всеми этими скучными королевскими глупостями вроде управления государством, выслушивания прошений и дипломатических переговоров!
    Элиан хочет быть отважным пиратом! Бесстрашным охотником на сирен! Бравым капитаном корабля!
    (король потакает всем его прихотям и разрешает кронпринцу с пятнадцати лет (ведь именно в этом возрасте люди становятся капитанами кораблей на 200+ человек экипажа) пропадать в морях, не бывая дома по году и ежедневно рискуя своей жизнью. вместо того, чтоб, ну, знаете, учиться управлять королевством. на трон которого он однажды взойдет)
    При каждом удобном и неудобном случае Элиан ноет и скулит о том, как он не хочет быть принцем. Как его ТЯГОТИТ его золотая королевская кровь. Какое невыносимое БРЕМЯ для него все это аристократическое наследие и как ГНЕТЕТ его перспектива взойти на трон.
    Также Элиан при каждом удобном и неудобном случае норовит тыкнуть любого встречного в то, какой он ПРИНЦ и как его обязаны на основании его золотой королевской крови УВАЖАТЬ и оказывать ему почтение.
    Маленький дерьмец хочет все привилегии, но никакой ответственности. Всю книгу буквально ждала, что кто-нибудь его в это омерзительное лицемерие мордой ткнет, но мне, конечно, хрен - гнусность его позиции была очевидна, по всей вероятности, только мне (авторше вот, например, не была).
    По какой-то необъяснимой причине Элиан называет себя "пиратом", хотя ничего даже отдаленно нелегального и похожего на пиратство на борту его корабля не происходит. Вероятно, "пират" просто звучит круче, чем "рыбак" - хотя второе гораздо ближе к его реальному роду деятельности (с другой стороны, что я знаю о пиратах. я даже "Одиссею капитана Блада" в юности не осилила).

    Если вас еще не замутило от персонажей (хотя должно было бы), давайте поговорим о сюжете немного.
    По стечению обстоятельств и воле случая, протагонисты вынуждены стать unlikely allies в поисках мощного древнего артефакта, способного либо уничтожить одну из сторон многовекового конфликта "люди vs. сирены", либо наконец подарить им мир.
    Структура книги один в один повторяет сюжетный каркас любой не очень качественной РПГ: партия выдвигается из точки А в поисках могучей вундервафли -> в дороге приключается и выполняет различные квесты -> находит вундервафлю в точке Б -> финальный босс-файт. Добавьте сюда очень сомнительную романтическую линию (химия? напряжение? нарастающая взаимная симпатия? осознание своих чувств? забудьте немедленно. между мной и моей микроволновкой химии больше, чем было между Лирой и Элианом), пару дурацких плот-твистов, плохую интригу - и voila, пожалуйста, вот вам To Kill a Kingdom.
    Персонажи владеют информацией, которая удобна сюжету, и не владеют той, которая неудобна. Никакой логики в этом не наблюдается - Лира не знает ни одного человеческого имени, потому что "не считала нужным узнать что-то о людях", но при этом внезапно в курсе, что угостить другого выпивкой считается у людей знаком расположения. Не знает, что такое душ, но проявляет поразительную осведомленность в вопросах человеческих законов и экономики.
    Логики, впрочем, не наблюдается не только там, а и во всем сюжете в принципе. Автор раскрывает какую-то деталь из прошлого героев только для того, чтобы через полстраницы примерно забыть о ней навсегда. Ничто не стыкуется ни с чем. Сюжетных дыр хватило бы, чтобы написать о них свою, отдельную книгу. В экипаже Элиана 200+ человек, но по именам называют только троих. Персонажи физически не в состоянии изъясняться нормальным человеческим языком и для общения 24/7 пользуются саркастичными бантерами (вероятно, читатель должен быть поражен их прытким остроумием и бойкой дерзостью. и читатель поражен, тут все честно сработало, без дураков. только не остроумием персонажей, а убожеством и нереалистичностью диалогов).

    Быть может, если бы это была трилогия (упаси господь), то у автора бы оказалось достаточно времени на проработку мира, характеров и мотиваций.
    Но в имеющемся виде это просто никуда не годится.

    138
    6,3K