Рецензия на книгу
Корабль Судьбы
Робин Хобб
Аноним9 мая 2018 г.Начало нового мира
Вот и закончилась история Волшебных кораблей, змей и драконов, а также политических противостояний в этом уголке мира мира Элдерлингов. В принципе, все сюжетные линии завершены, тайны раскрыты, компромиссы найдены. Но есть кое-что, что вызвало полнейшее непонимание и нехило испортило все впечатления.
Но начну с другого. Когда во второй части этой трилогии открылась история живых кораблей, было крайне волнительно смотреть вперед, так как оказалось, что и судьбы этих рукотворных чудес не миновало насилие и смерть. Пусть и не предумышленное. Поэтому было очень страшно от перспектив. Для корабликов это был очень болезненный удар. Но всё же Хобб удалось вырулить этот момент ко всеобщему удовлетворению.Второй момент, который тоже давал кучу поводов для волнений - это змеи, драконица Тинталья и люди. Здесь тоже всё получилось распрекрасно, хоть и не без уступок, которые дались нелегко. Но ход был выбран верный - создать необходимость друг в друге, когда без взаимопомощи и мирного совместного существования и одна сторона, и другая останутся стоять на краю гибели. И это оказалась очень красивая часть общей истории, которая была вновь обретена.
Политический клубок тоже был распутан красиво. Хобб удалось создать такие обстоятельства, когда судьба повернулась лицом к семье Вестритов и Брэшену Треллу. Приключения и злоключения Малты и сатрапа Касго закончились удачно как для Малты, так и для сатрапа. Альтия обрела то, что ей было нужно. Уинтроу тоже получил то, чего в глубине души отчаянно желал. Кефрии дали раскрыться и полностью выйти из тени своей матери. Этту судьба отблагодарила по-своему. Никто из наших положительных героев не остался в накладе. Боле того, Хобб их здорово преображает. Больше всех меняется Малта. И история у них в Рэйном получилась практически поэтической: разлука, потери, расставания и расстояния и сказочное воссоединение. Альтия с Брэшеном им несколько проигрывают. Да и автор с завидной регулярной подливает деготь в мед. Ну нравится ей мучить персонажей. И вот тут я перейду к той самой непонятной ситуации, которая никак не принимается.
Кеннит. Этот персонаж был ужасен. Нет, не в плане того, что он не удался автором, он был ужасен как раз тем, что круто удался. Это был обаятельнейший негодяй, которому удавалось водить за нос буквально всех. Так как читателю демонстрировались его внутренние монологи и показывались все эти размышления, метания, сомнения, то он-то видел всю ту гнильцу, что цвела в душе этого симпатяги-пирата. Однако внешне он оставался центральной фигурой для огромного количества людей. Кто-то его просто уважал, а кто-то просто боготворил. Этот противоречивый персонаж с достаточно потрепанной душой не переставал удивлять. И вот в конце удивил так удивил. Простите, но то, что Кеннит сотворил, никак не вписывается в его образ. Более того, это никак не вписывается в то будущее, что он для себя рисовал. Он не мог не понимать, что совершив такое деяние, он разрушит всё, что так долго строил. А прежде всего - отношение к себе самых близких к нему людей: Уинтроу и Этты. Я уж не говорю про проказницу. Тем не менее, у Кеннита что-то там перемыкает, и он творит величайшую глупость. Он совершает то, на что сам наложил категорический запрет, от чего сам когда-то пострадал и чего не переносил. Удивительно. Потом нам раскрывают его тайну и пытаются как-то обосновать это тем, что он был един с кораблем, что часть безумия была ему присуща. Его жуткая история из детства. Его боль. Но тем не менее он прошел через все. И вот внезапно... В общем, тут мне непонятно, неприятно и не убедительно. Может Кеннит, несмотря на все старания по раскрытию его внутренней гнильцы, все равно для многих оставался если не положительным персонажем, то уж точно не злодеем. Поэтому надо было его очернить окончательно и бесповоротно. А именно - сделать насильником. У Хобб это та резкая и необратимая черта, которая делит персонажей на "+" и "-".
Ну и насилие над женщинами. Я всё понимаю, для автора эта тема стоит особняком. Но, черт возьми, зачем это вводить туда, где это не нужно? Зачем через это должна пройти каждая героиня? Не только о физическом насилии речь, но и о моральном. Кого не насилуют в буквальном смысле, того топчут, унижают, уничтожают морально и эмоционально. Здесь нет счастливых женщин. Здесь любой пришлось пройти через разного вида насилие, выстоять и обрести потом своё счастье. Такое вот счастье с обрезанными крылышками, так как то, что истоптано и вырвано крайне сложно взрастить вновь. И оно всё равно уже никогда не будет чистым.
Но, несмотря на эти два момента, история, безусловно, хороша и прекрасна. Хотелось бы верить, что теперь-то у Удачном и в Чащобах всё будет хорошо. Что наши романтические парочки теперь заживут в любви и согласии. Даже хочется, чтобы сатрап Касго не растерял тех качеств, что приобрел в течении своих злоключений. В общем, хочется чтобы как в сказке "и жили они долго и счастливо!" Но, я уже знаю стиль создательницы этого мира. Поэтому боюсь, что "долго и счастливо" без немалого количество дёгтя не обойдется.)
И всё же начало нового мира положено. Да, тот старый уклад разрушен, заложен фундамент для новых отношений, новых обязательств, новых преодолений. Все планы ещё предстоит осуществить. Это новое нужно ещё построить. Но точно можно сказать одно - "мир уже не будет прежним".
581K