Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Царица Савская

Рольф Байер

  • Аватар пользователя
    Аноним7 мая 2018 г.

    Многоликая царица Савская

    Царица Савская - исторический образ, который прошел огромный путь из Древнего мира в современность. Эта загадочная личность появлялась в разных легендах и разных историях. Её образ использовали поэты, писатели, живописцы, иконописцы. Имя царицы Савской отождествляли и с благочестивой женщиной, и с дьяволицей. Она проникла во многие культуры и вошла в легенды и мифы многих народов. Она носила много имен.

    И тем не менее её происхождение неизвестно, о ней практически ничего не найдено в документах её времени, все упоминания о ней и трактовки её образа относятся к более позднему периоду. Она - загадка, тайна. А тайна всегда привлекает и даёт волю фантазии. Так существовала ли царица на самом деле или же легенды соткали сей мифический образ? Реальная ли женщина правила Савским государством и встречалась с мудрым Соломоном или это всё-таки собирательный образ?

    Рольф Байер приводит в своей монографии всё, что ученые сумели раскопать о царице Сабы. Он рассказывает все легенды, с которыми связывали её имя. География впечатляет: Израиль, Йемен, Эфиопия, Германия, Франция, Англия, Византия... У царицы множество ипостасей: её представляют и провидицей, и искусительницей. В разное время в разных местах царица Савская примеряет абсолютно разные личины. Она и арабская царица, женщина-государыня, мудрая и воинственная. Она и благочестивая мусульманская Бискис. Она и искусительница и дьяволица Лилит, которая, превратившись в змею, дала Еве злополучное яблоко. Она и жестокая душительница детей в средневековой Германии. Она и французская Королева Гусиная лапка. Она и жестокая и властолюбивая мужеубийца. Она и та, что является предвестницей Креста. Она и суккуб. Она носила множество имен: Сивилла, Алмака, Билкис, Никаулис, Македа, Лилит... Её сравнивают с Семирамидой и Клеопатрой. Она многолика и противоречива. Её образ то прекрасен, то ужасен.

    Но в итоге царица Савская - это символически-религиозный образ, который в различные времена в разных культурах использовался так, как было выгодно и нужно. В Эфиопии её и Соломона сделали основателями царской династии - считается что род государей пошел от сына этой легендарной пары, что позволило им править с незапамятных времен вплоть до 1974 года. В Средневековье образ царицы Савской как только не использовали как в положительном, так и в отрицательном плане, однако она запечатлена в скульптурах и фресках по всей Европе. Но дальше - больше. Образ царицы Савской в двадцатом веке использовали в освободительном движении чернокожих.


    Мы видели царицу Савскую дьяволицей в еврейской легенде, сидящей на троне государыней в персидской книжной миниатюре, дочерью джинна и "повелительницей зверей" в южноарабских сказаниях, подобием Семирамиды и, наконец, основательницей эфиопского царского дома. Разумеется, мы ее встречали также и в европейских преданиях как царицу-газель с ослиной ногой в Отранто или как королеву Гусиная Лапа в Бургундии и Тулузе. А также в домашней обстановке как царицу, загадывающую загадки на алеманнском ковре. Не будем забывать и о царице-"мужеубийце" на алтаре Антонии в Бад-Тейнахе.

    Как когда-то царица Савская пришла к Соломону, так и сегодня она вошла в историю освободительного движения чернокожих. Или только еще придет? Или из ее тысячелетней истории, из бесконечного чередования иконизации и демонизации возникнет новая история?

    Такая вот загадочная личность эта царица. А личность ли? Ведь все, что удалось собрать Байеру, нашлось в документах и народных преданиях более поздних времен. А в библейском отрывке не называется имя, сама женщина не описана. Получается, что царица Савская - женщина, сотканная из легенд. Но из них получается настолько противоречивый образ, что во что-то одно не складывается. Но никаких документальных свидетельств её существования не найдено. Однако, как замечает автор, не исключено, что они ещё будут обнаружены. Ведь Йемен открыл западным ученым свои границы, а значит и тайны древних мест, лишь после 1969 года.

    37
    461