Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Триумфальная арка

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    nonchalant27 марта 2011 г.

    Почитать Ремарка посоветовала мне подруга, так как сама она в восторге от его книг. Как бы ненароком забыв, что у нас с подругой совершенно разные вкусы в литературе, я набралась храбрости и попросила одолжить мне книгу. Чтение далось очень тяжело. После сотни страниц я взвыла, ноя, зачем взвалила на себя такую ношу. Ремарк заставил меня поверить, что я не люблю немецкую литературу. Тяжело читать язык. Тем не менее я не могу обозвать книгу плохой. Просто это чересчур серьезное чтиво. Как сказал Адриан Фрая, русская литература тяжела для понимания. Так вот, немецкая - тоже.

    Меня сильно выводила из себя Жоан. Однако после я перестала обращать на нее особое внимание, ибо она в чем-то действительно натуральное изображение женщины. Характер главного героя - Равика (или Людвига) - более близок мне. Сначала, признаться, коробило то, что Равик всегда невозмутим: что бы ни происходило в мире, он всегда верен себе и способен рассуждать здраво, несмотря на количество выпитого. В романе все вращается вокруг алкоголя: в кафе, ресторанах, "катакомбах", барах, борделях... даже в гостиничных номерах - и там яблочный кальвадос! Как человеку непьющему, сие обстоятельство сильно мешало сосредоточиться (лол, верное действие алкоголя, только путем упоминания о нем). Неинтересно читать, когда треть текста - это описание выбора следующей выпивки. Но это касательно времяпровождения. Относительно же невозмутимости. Ради этого я и дочитала роман до конца. Ремарк устами Равика говорит (или думает) важные вещи, удивительно четкие и меткие. Разумеется, о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Я очень многое почерпнула для себя. Между Жоан и Равиком сложилась такая ситуация: Жоан действует, но Равик видит ее действия наперед. Что бы не сделала Жоан, Равик уже знает исполненный ход. Только единожды он срывается, дав волю чувствам (переспав с Жоан впоследствии после... не буду спойлерить). Именно подобные мысли и речи вызвали внутри меня благоговейный трепет, потому что нечасто в обычной жизни услышишь подобные выводы. Более - не факт, что додумаешься до этого сам (что прискорбно-с).

    Однако, несмотря на образ Равика, книга предстала для меня железобетонной. Я очень далекий человек от классики, пусть и люблю думать и напрягать мозги. Если говорить про вкусовые ощущения, то мои рецепторы отметили эффект смоки-айз (женщины поймут), алжирские тяжелые сигареты, неизменный аромат печеных ябок и нескончаемые бетонные, бетонные, бетонные блоки чего только можно... Уже вначале меня посетила мысль, что автору на момент сочинения романа было порядком много лет (мысль подтвердилась). Но что взять - другое время! Оно, кстати, тоже было тяжелое. Может, поэтому осталось такое печатное выгравированное отчугуненное впечатление.

    Понравилось особенно, что Жоан все-таки являла собой вторую линию сюжета, а не на первую. Представив, что бы вышло, будь она тоже главной героиней... Крах. Полнейший. А вот жизнь немецкого эмигранта - это совершенно другое дело. Роман ведь посвящен теме эмиграции, ужасам войны (моя впечатлительная психика некоторые подробности восприняла очень жестко и болезненно, хотя как таковыми ужасами войны они не являлись).

    Я все думаю о Равике. Пока что не читала чужих рецензий о книге, но мне интересно мнение женщин по поводу него и Жоан. Кажется ли Жоан другим приукрашенным и несколько вычурным персонажем? То есть, являет ли она собой искаженное представление о женщине? В силу своего собственного возраста, я еще не разобралась в себе, однако с каждым годом убеждаюсь, мой характер исключительно мужской. Мне исключительно близок Равик, поэтому я так прониклась его поведением - я бы сделала так же, мое мнение было таким же (и есть такое же). Как жаль, что настоящая любовь приходит только один раз: ко второму человеку уже такого не чувствуешь. И как ужасно, если объект твоей любви - сволочь. Не в поведении, нет, хотя это тоже часто бывает, но в моральном плане. Умудренный опытом человек невольно становится пленником стереотипов, когда как несведущий в чем-либо открыт для истинно верных чувств. Жоан видит только то, что хочет видеть. Равик видит то, что есть на самом деле.

    Из остальных действующих лиц понравилась Кэт. Мне очень жаль ее. Радует, что она хотя бы успела уехать в Нью-Йорк. Почему-то я думала, что они с Равиком составили бы прекрасную пару. Характер Кэт исключительно мягкий и понятливый, кошачий и грациозный. Жаль, что она заболела.

    Подводя итоги, скажу, что в будущем прочту еще Ремарка. Он показался мне важным для изучения. Но впредь я постараюсь не бросаться в омут головой вперед, потому что в теперешнем случае я натолкнулась на лихие подводные камни или, вернее, булыжники. До Ремарка, как и до русской литературы, надо созреть. Сниженные моральные рамки общества позволяют нам вести достаточно беззаботный образ жизни, особо не вникая ни во что. Тут же надо именно вникать и уметь это делать - неумеющему это стоит гораздо больших трудов, нежели бывалому читателю. Однако я, подвид разряда неумеющих, сделала это дело - дочитала! И, думаю, оценила по достоинству.

    P.S. На оценку "нейтрально" не смотреть, это голос моего задетого самолюбия. Трудно отречься от слов "ненавижу классику", но в то же время хочется заставить себя открыться для чего-то нового, позволить влить в сознание чужие сложные мысли.

    6
    62