Рецензия на книгу
Морис. Рассказы
Эдвард Морган Форстер
Аноним29 апреля 2018 г.Как это, наверное, необычно, написать о счастливой голубой любви в годы, когда даже не слишком хорошо доказанное подозрение в гомосексуальности способно засадить за решетку на семь лет, или стать поводом для самоубийства, а параллельно с этим закрытые частные школы в Англии и одновременно возвышенное и уничижительное представление о женщинах провоцирует ту самую гомосексуальность в самых широких масштабах. Собственно, в начале ХХ века эту тему поднимало множество авторов, кто-то в творчестве, как Андре Жид, кто-то в частной жизни, как Оскар Уайльд или Марсель Пруст. Но Эдвард Морган Форстер собственные терзания на всеобщее обсуждение отдавать не стал, и произведения, входящие в этот сборник, и прежде всего, роман "Морис", завещал опубликовать только после собственной смерти, которая случилась в 1970 году.
Читая другие его романы начала прошлого века, я задавалась вопросом - почему так мало написано и переведено? Потому что меня тронули "Говардс-энд" и "Комната с видом на Арно", и восхитила "Куда боятся ступить ангелы"... Оказывается, в том виной состоятельная тетушка, которая оставила Форстеру приличное наследство, позволившее ему не только получить отличное образование, и вволю путешествовать, но и не писать ради денег, оставив литературное творчество на втором плане после завоевания первого признания. Этот писатель выбрал частную жизнь, и поиски своего голубого счастья, за что спасибо я ему сказать не могу. Все слишком круто начиналось.
И жаль, что не миру женщин, ломавшему его с юности, и так хорошо знакомому изнутри, посвятил своё творчество этот английский писатель. Социальное, расовое, классовое неравенство, о котором он написал в "Путешествии в Индию", стало основной темой его эссе, рассказов и очерков, публиковавшихся в течение всей его жизни, а для души оставались, по-видимому, не только "Морис", но и другие близкие по тематике рассказы, часть из которых собрана в этой книге.
Похоже, роман "Морис" был слишком автобиографичен, чтобы автор мог позволить обсуждение его прототипов и сюжетных коллизий при своей жизни. И хотя он прекрасно понимал, что книга в её общечеловеческом значении устаревает слишком быстро, но выносить свои чувства на публику не считал возможным. Это сейчас признание в собственной нетрадиционной сексуальной ориентации - просто повод привлечь внимание прессы к себе, а для Форстера, похоже, такое проникновение в интимную жизнь было абсолютно неприемлемым. Он так и остался джентльменом эдвардианских времен, относившимся к собственной непохожести на общепринятые стандарты со смешанным чувством ужаса и гордости. И мучился этой своей непохожестью, особенно, по всей видимости, в юности, очень. С чего это я, спросите, рассуждаю о Форстере, а не о сборнике? А я как раз о романе и рассказах. Потому что именно в них все переживания юноши, не обнаруживающим в себе ожидаемых чувств по отношению к женщинам, показаны особенно ярко. Да и женщины, надо сказать, у него в "Морисе" не слишком симпатичны. Особенной фигурой в романе становится, конечно, Клайв. Однокурсник Мориса, который разбудил его чувственность, а затем разбил его сердце, став "нормальным". А в результате - и попытки Мориса излечиться, и поиски замены - трогают невероятно. Так что даже самых равнодушных к гомосексуальной теме читателей боль покинутого возлюбленного едва ли оставит невозмутимыми.
Среди рассказов мне больше всего понравился "На том корабле", который отчасти перекликается с уже упомянутым "Путешествием в Индию", но все они во многом продолжают поднятые в романе темы. Какие-то чуть лучше, другие - чуть хуже. Еще хороша "Гривна", которая акцентирует свое внимание на другой важной для Форстера теме - отношению к религии. Эта тема и в "Морисе" занимает важное место, хотя разрешается в меньших терзаниях.
И в общем-то я могла бы назвать своё знакомство с творчеством Эдварда Моргана Форстера состоявшимся, если бы не одно но. Тот роман, который все называют самым лучшим у автора, я найти не смогла. Речь идет о романе "Самое долгое путешествие", изданном в 1907-м. Так что с автором не прощаюсь, возможно и к рассказам еще вернусь, а для знакомства нечитавшим предлагаю что-то из первых трех романов. Возможно, это нетипично для больших писателей, но мне они показались самой большой удачей автора. Особенно - первый, как ни странно это звучит.322,3K