Рецензия на книгу
Что не убило компанию LEGO, а сделало ее сильнее
Дэвид С. Робертсон, Билл Брин
Аноним24 апреля 2018 г.LEGO is above ego
Если бы пару-тройку лет назад кто-то сказал мне, что я буду с удовольствием читать книги на тему бизнес-процессов или антикризисного управления, я бы, наверно, долго смеялась и не верила. Трудно сказать, когда и откуда во мне появился интерес к этой теме, но, как оказалось, издания подобного типа могут быть крайне увлекательными. История LEGO - как раз такой пример. У меня в детстве не было датского конструктора из кирпичиков, но сам бренд всегда вызывал симпатию. На волне увлеченности скандинавскими странами я дошла и до биографии самой знаменитой датской компании.
Должна признаться: я не знала о том, что производитель всемирно известного и горячо любимого среди детей и взрослых конструктора совсем недавно был на грани банкротства. Автор книги рассказывает, что изначально общение с директорами LEGO было частью его работы о том, как разные компании справлялись с кризисом, где пример датской компании должен был стать лишь одной главой большой книги. Однако изучение вопроса оказалось таким обширным и незаурядным, что заслуживало отдельного бизнес-романа. Так нам и посчастливилось заглянуть за кулисы датского королевства кирпичиков.
Дэвид Робертсон последовательно рассказывает о становлении бизнеса и бренда - что интересно, многое здесь решили случайности и нетривиальный ход мыслей основателя империи. Как и в любом семейном бизнесе, опора делалась на традиционность, высокое качество и консерватизм. Трудно представить, что LEGO когда-то выпускали деревянных уточек, но ведь и основатель IKEA начинал с продажи канцтоваров. Однако потом был изготовлен пластиковый кирпичик особой формы, и именно из этих кирпичиков впоследствии строился успех империи LEGO.
После небывалого подъема продаж и лишь возрастающего интереса со стороны покупателей по всему миру трудно было поверить, что компании в ближайшем будущем понадобится антикризисное управление и инновации. Борьба с консерватизмом и поиски свежей крови, тем не менее, чуть не погубили скандинавского бизнес-гиганта. И вот здесь начинается самое интересное: мы видим, как антикризисное управление идет по тому же рецепту, что чуть не потопил датский бренд, но совсем в других пропорциях и с множеством нюансов. Честное слово, давно я не была так увлечена. Выход LEGO из кризиса оказался более захватывающим чтением, чем многие современные остросюжетные романы.
Конечно, тут не может быть универсальных советов для любого типа бизнеса, но ориентированность на клиентов в совокупности с верностью традициям и умеренными попытками внедрения взрывных инноваций, конечно, впечатляет. Подумать только, мы видим наборы из кирпичиков в магазине и представить не можем, какая за ними стоит большая история. Неспроста один из слоганов компании гласит LEGO is above ego. И здесь речь идет об очень многих моментах - и об увлеченности делом, и о скромности, и о бережном отношении к истории бренда и его основам, и о командном духе, и о большой общей цели.
Рекомендую всем, кто увлекается бизнес процессами или любит истории создания больших корпораций. Полбалла снимаю за дурацкий перевод названия и небольшие самоповторы автора по тексту. В остальном книга очень достойная, полезная и захватывающая дух.
10747