Рецензия на книгу
Триумфальная арка
Эрих Мария Ремарк
Аноним23 марта 2011 г.Величайшая ода Любви, проникновенная поэзия о Мужчине и Женщине, бессмертный памятник Литературы всех времён!
Не знаю, кому бы ещё, кроме Ремарка, удалось так прекрасно написать о человеческой беспомощности, потерянности, страхе, бесконечной борьбе за выживание. Да, именно прекрасно. Потому что над всем этим - ореол любви, потому что каждая страница пропитана Парижем, будто слоёный торт, сверху которого - пьяная вишня, утопленная в кальвадосе.
Жоан Маду и Равик. Эмигрировавший в Париж немецкий врач, искусно, но нелегально проводящий сложнейшие операции, и итальянская актриса. А между ними - заключенная в природе любви загадка: как две магнитные частички, притягиваемые друг другом, они стремительно движутся навстречу, а соприкасаясь - вынуждены отталкиваться и разлетаться в разные стороны. Потому что слишком любят друг друга? Или просто любовь одного в сто крат сильнее? Стало быть сказка, рассказанная Равиком Жоан, в чём-то является объяснением этому странному феномену любви и ей суждено было стать пророческой?
Сказка о волне, любившей утёс и подтачивающей его день за днём до тех пор, пока в один прекрасный день совсем подточенный утёс не обрушивается в её объятья?
Равик встречает Жоан, находясь в сосотоянии сумасшедшего сплетения из страха, безнадёги и всепотерянности. Любовь дарит обоим чувство безопасности и защищённости в их маленьком мире, окружённым другим, огромным миром, в котором царят бесчеловечность и зло войны. Но даже и этому маленькому миру суждено рухнуть, когда фашисты входят в Париж. Равик и Жоан находятся находятся перед угрозой конца своего существования и шансом начать всё сначала. Но судьба постигает их обоих...
Их любовь остаётся загадкой. И говоря словами Ремарка:
"Любовь - не то слово. Оно слишком мало говорит. Оно как капля в реке, лист на дереве. Всё это гораздо больше..."
Безусловно, любимое. Безусловно, как и Триумфальная арка в Париже, ремарковская Триумфальная арка была и останется памятником на века, мимо величия и красоты которого некоторые будут просто проходить мимо, а некоторые - неустанно восхищаться.
1825