Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шуттовская рота

Роберт Асприн

  • Аватар пользователя
    GreenHedgehog21 апреля 2018 г.

    Как я и говорил - вот меня и затянуло. После «Холодных финансовых воин» ностальгия начала тут же накрывать. Быстренько принялся вспоминать - что же мне тут хочется прочитать из того, что я читал раньше. Гаррисон, Хейнлайн, Желязны. Но нет, если я погружусь в эту пучину, то вынырну явно не скоро. Поэтому, решил пока остановиться на «Шуттовской роте» и как подношение моей ностальгии - прочитать только несколько циклов про мультимиллиардера и его роту.

    Почему только её? Ну, вообще с Асприным я познакомился через «Мифы». Они меня шустренько затянули и я не заметил как уже перевожу дыхание где-то на шестой или седьмой книге. Но, чем дальше я читал, тем сильнее понимал, что этот цикл начинает портиться. Одни и те же шутки мелькают, пробегали какие-то непонятные и не особо нужные герои, сюжеты строились по одной и той же схеме. Поэтому я решил переключиться на другой цикл. Покороче. Ведь - чем короче цикл, тем меньше шансов, что он покатится по наклонной. Логично же? Как оказалось - в общем-то да. Когда я читал эту книгу в первый раз, в переводе были доступны только две книги. Вот эта «Шуттовская рота» и «Шуттовской рай». И первая книга меня действительно затянула.

    Во-первых, она была про солдат. Но при этом, не просто про солдат, а про такую приятную вещь как - «из грязи в князи». То есть у нас была самая плохая рота, самой плохой военной структуры, но вот в нее приходит новый начальник, и все начинает меняться. Своими управленческими приемами он умудряется воодушевить всех членов этой компании и превратить их в прекрасно слаженный механизм. Внушить уважение друг к другу, показать, что «совместный труд... он объединяет». Тут можно было бы в очередной раз сравнить эту книгу с «Холодными финансовыми войнами». Это был продукт своего времени. Правда если «Холодные финансовые войны» - это больше походило на политическо-шпионский боевик, то у «Шуттовской роты» был другой прообраз.

    Да, все те фильмы, про «учителей». Ну, когда есть коллектив, на который все махнули руками, а потом приходит человек, который умело пользуясь сильными сторонами членов этого коллектива делает из них слаженную систему. В девяностые года выходило много фильмов подобного рода. И вот в этой книге Асприн как будто взял все наработки этого жанра и перенес действие в фантастический мир.

    Хотя, говоря откровенно - не совсем это и фантастический мир. Замени парочку вещей, вроде голографичекой связи или парочки инопланетян на современные аналоги, вроде Скайпа или просто обычных людей - и ничего не изменится. Это по-прежнему будет история об изменениях отдельно взятого социума и роста его членов над собой. Как они учатся работать вместе, как внимательно изучают друг друга с новой точки зрения. Ну и как вишенка на торте - соревнования самой забитой и отстающей роты Легиона (что-то типа армии для неудачников) против элитных войск регулярной армии. То самое зрелище, которое в фильмах обычно идет последнюю треть хронометража.

    Так что, неудивительно, что эта книга долгое время была в моих любимых. Впрочем, почему была. Она там остается до сих пор. Даже читая сейчас и подмечая какие-то огрехи, я не хочу её критиковать. В ней есть все, что мне нравится в хорошей истории. Такой вполне мудрый, хотя иногда и слишком идиализированный руководитель. Колоритные, хотя и довольно схематично-стереотипные герои на вторых ролях, в которых внезапно открываются их сильные стороны. Здесь даже шуток и каких-то приколов не так чтобы много – как и в фильмах-прообразах. Есть несколько комедийных сцен, с десяток забавных диалогов. Но читается оно все равно легко. Вполне укладывается в пару часов чтения.

    Ну и чтобы закрыть историю моего взаимоотношения с циклом, хочу сказать что где-то уже на третьей книге, которую я прочитал гораздо позже, я почувствовал, что цикл начинает скатываться. Вторая книга - была еще неплохой, но вот именно в третьей я почувствовал, какую-то излишнюю натянутость этого юмора. Как будто, автору уже нечего было говорить про эту прекрасную роту. И опять же - это ощущение просто идеально описывает многое из истории масс-медиа 90-тых. Вспомните. Когда выходил фильм про какую-нибудь очередную историю успеха, тут же снимался сиквел. Он был ничем не хуже первой части, а иногда даже превосходил её. В ней нам рассказывали историю все той же компании, но расширяли её, показывали какие-то новые детали. Персонажи иногда даже получались объемнее. Но стоило выйти третьей части, как тут же начинались проблемы. Истории успеха не терпят третьих частей. Обычно все получается рассказать за две. В первой - как они смогли достичь успеха, во второй - как у них получилось этот успех удержать. Третьей не надо.

    7
    507