Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Возвращение танцмейстера

Хеннинг Манкелль

  • Аватар пользователя
    Аноним19 апреля 2018 г.

    Однажды было дело...

    Мне нравится современная скандинавская литература. Будь это детектив, триллер, а может житейская зарисовка, - главное, ощущение чего то прекрасного и необычного. Был жутковатый и депрессивный "Снеговик" Нёсбе, светлый и немного сказочный (хотя без трупиков дело не обошлось) "Кровавый разлом" Теорина, плюс ряд других произведений, оставивших приятное впечатление. А потом пришла она - "Смилла" Хёга, грех жаловаться, но впечатление о снегах, фьордах, и чего то дальнего разбились в пух и в прах. После этого была "Девушка с татуировкой дракона", и такой же ряд довольно может и громких, но лично для меня безразличных произведений, не оставивших яркого следа. Которые прочитал и выдохнул - "ну наконец то, большое спасибо, вспоминать и скучать особо не буду" На "Возвращение танцмейстера" возлагались большие надежды... Но получилось что то несуразное. Сразу оговорюсь, что книга неплохая, но вот логика, персонажи, да и сам тот скандинавский антураж сильно подвели. Поэтому реабилитация данного направления, увы, не состоялось.

    Вообще про эту книгу хочется много написать, как хорошего и так плохого, но я не журналист и не писатель, да и грузить ни кого не хочу, поэтому постараюсь кратко пробежать по основным моментам, которые больше всего не оставили равнодушным.

    Для начала: вообще задумка получилась классная. Пролог - послевоенные годы, тайный рейс, казни... Хотя значение этой сцены нам будет понятно намного позже, но с другой стороны, как выяснится, она по сути не нужна книге. Видимо писатель решил по новой завязать клубочек. И получилось тоже довольно неплохо. Отдалённый дом, старичок, любитель собирать головоломки, горячее аргентинское танго, убийство. А вот дальше начинаются напряги. Наш главный герой Стефан Линдман (запомните это имя, позже много будет недобрых ассоциаций), 37 лет, полицейский. Своей семьи нет, но есть сёстры где то за рубежом и сожительница Елена, которая его сильно любит. В силу страшного стечения обстоятельств (онкология и видимо кризис среднего возраста), в связи с появившимся свободным временем до операции, решил расследовать убийство Герберта Молина, вышеупомянутого старичка. Но вот, правда, причина такого порыва довольно пространна и мутна: просто они когда то вместе работали в полиции, хочу уточнить, что и приятелями их назвать нельзя. Для меня это невразумительная деталь изначально насторожила, и как оказалась не зря. Стефан едет через пол страны, чтобы посетить место преступления, да и поглубже разобраться в произошедшей ситуации. Делом лично занимается Джузеппе Ларссон. Естественно персонажи знакомятся и тут начинается новое недопонимание мною ситуации. При чём уже на грани помешательства. Уважаемые коллеги и читатели: в любой детективной литературе, плюс прибавим и современные жизненные реалии, Вы видели где нибудь, чтобы постороннему дядьке давали возможность не только косвенно прикоснуться к материалам дела, но и публично ему докладывают, ставят в известность, и всё тому подобное, учитывая, что этот дядька не при исполнении - раз, во вторых это ему не подведомственно и в вообще в его юрисдикции... Я лично такого не встречал. Всегда нужно в таких вещах: документы, запросы, связи и тд, ну на крайний случай в литературе практикуются взломы, шантажи, тихие допросы. Но только не тут (хотя последнее тоже будет присутствовать, но как - вспомогательный элемент), сам факт раскладывания информации по полочкам и преподнесение на золотом блюдечке - ну хоть убейте, не пойму. К счастью это единственный для меня случай в литературе....

    Дальше по сюжету особо не будем вдаваться. Появляется дочь покойного, убийца (от имени которого тоже ведётся повествование), ещё один труп, о с загадкой в лице соседа и возможной связи, старушка Эльза Берген. Ну а дальше расследование фактов в виде любовного треугольника, измены, фашизма, и прочей снеди. Заканчивается всё довольно прозаично, немного предсказуемо. Добавим к этому списку погони, перестрелку и можно экранизировать. Но если такой фильм и будет, то я однозначно пропущу- ведь на простоту сюжета, некоторые интригующие моменты - первоклассная задумка получилась неубедительной и слабой.

    Вообще большинство современной скандинавской литературы, в том числе и "Возвращение танцмейстера" просто обязана поднять ряд жизненно важных тем. В этой книге их две: онкология и фашизм. Вот только раскрытие этих тем тоже подкачало. У Стефана обнаружили рак языка (вообще гадкая вещь, начитался ужасов в Интернете на эту тему). Первая наша реакция - жаль персонажа. Но когда этот герой, каждые 5 страниц говорит, а затем фактически ноет, что у него рак, то читательская жалость сменяется каким то другим, более агрессивным комплексом слов. "Что же, тебе, уважаемый мешает изначально привести мысли в порядок и куда более быстрее заняться лечением, а не ждать назначенной даты? Может Елену осчастливишь, а то она в тебе души не чает, а ты такая гни.а, ездишь занимаешься не тем, чем надо, да и пи...простите врёшь, что у тебя никого нет, а она бедная ждёт" Вот кому больше досталось - Елене... Но ладно... Увлёкся. Так вот - это нытьё и псевдомысли Стефана занимают приличную треть книги. Согласитесь - лишнее всё таки....

    С фашизмом получилось куда интереснее. Но снова начали за здравие а продолжили... Естественно предположить, что проблемы заложенные национал-социалистами в Германии бушуют и по сей день. Превосходство расы, зигхайли и прочяя мишура актуальна увы и сегодня. И при том, что в каждой стране проявляется по-своему. Не буду говорить про проблемы у соседей, это мы и в новостях узнаем, но "скандинавский" вариант фашизма оказался куда либеральнее и добродушнее что ли. В отличие от других европейских стран, как Западной, так и Восточной Европы. Но у писателя это дело вызывает неприязнь, и по тексту оно ощущается. Мы все люди и понимаем, что фашизм сделал с обществом во Второй Мировой. Мы осознаём, что он может сделать если сейчас ему дать волю, но простите, есть проблемы куда страшнее. Но если вернуться к литературному герою, то он чуть ли не ревёт, когда узнаёт, что его отец был фашистом, да и даровал после себя, указав в завещании, специальному Фонду основательную часть денежных средств. Снова всё печально, но это лишнее. Нам таким образом навязывают груз каких то псевдопроблем персонажа, которые и проблемами не являются по сути, не считая онкологии..

    Для себя хочу отметить тот факт, что эту книгу не только читал, но и впервые попробовал прослушать через аудио плагин, то бишь робота. Получилось кстати недурно и мне понравилось. Хотя естественно, это не сравниться с живой декламацией. Но что поделать, если времени порой не хватает. Но один балл прибавил роботу, за хорошую озвучку.

    Но не смотря на минусы, повторюсь, есть и положительные моменты. Находка дневника старика, роковая дочь, трогательная история ближе к финалу в Шотландии... Ради это стоило пережить все безобразия. Написано простым языком, читается довольно легко, хотя и есть определённые смысловые нагрузки. Такую книгу надо читать не спеша, вдумчиво, что поймать приятный слог и лёгкость, как то сгладить эти резкие швы в виде стенаний героя. Но депрессивная составляющая в книге преобладает не так сильно, но тем не менее задаёт тон книге. Поэтому, ценителям данного жанра, обязательно для ознакомления.

    22
    1,1K