Рецензия на книгу
И поджег этот дом
Уильям Стайрон
Аноним18 апреля 2018 г.Певцу депрессии дайте слово
Решение пополнить список писателей из свободной страны Америки возникло спонтанно) А спонтанность надо холить и лелеять ибо следующий шаг это авантюризм, чувство молодящее, веселящее и заводное. Ничто не предвещало Великих Открытий, тем интереснее было обнаружить необычное повествование, воспринятое на одной волне с Макьюэн И. - Амстердам .
Как все великие и знаменитые Стайрон страдал депрессией, как все талантливые он смог превратить это изнуряющее для себя и окружающих действо в отличное повествование. Если уж болеть - то с размахом и с перспективой войти в мировую литературу. И если , по убеждению общества, больной "вынужден улыбаться и поддерживать беседу", то отчего бы не вылить свои искаженные призмой недуга наблюдения за окружением в подобие " воронки" самоунижения, самобичевания и самоуничтожения.
Вторая мировая война, пропахав кирзовым сапогом мир, затаилась на время. Утих пожар, оставив множественные физические потери и духовное опустошение... Все изменилось, возврата к прошлому более нет. И роман совсем не о войне - он о том , что стало с людьми, как выжгло в них чувство сопереживания, как души их иссушило подобно пустынным землям под палящим безжалостным солнцем... Каждый из героев Стайрона помечен этой горькой неистребимой печатью. Я всегда недоумевала по поводу выражения "южный Ренессанс", которое часто любят употреблять официальные критики в своих " поясняющих и предваряющих " статьях и если принять, что подразумевается под этим - насилие, инцест, предчувствие трагичного конца - то автор отменный "южноренессантец", который решил не остановиться на уже традиционно выверенном наборе, а присыпал сверху ещё и послевоенным ужасом.
" И поджег этот дом" - история, которую можно назвать детективной только условно. Та самая "воронка" закручивается для героев после изнасилования и убийства молодой девушки Франчески. Ничего лишнего в сюжетной линии, которая аналитически верно и чуть суховато излагается нам с разных точек зрения героев, которые выписаны резко, лаконично и очень мощно, все лишнее удалено безжалостным, но умелым мастером. Сравнение с резаком скульптора напросилось мне не единожды во время чтения...
Когда исскуство умерло - "секс последняя граница"... слова одного из героев, Мэйсона Флагга.
На вилле , расположенной в итальянском городе Самбуке , собрались разные люди... С разными целями роятся они вокруг Мэйсона, богемного тунеядца, красавчика и человека способного притянуть и увлечь своими невероятными рассказами. Кто-то решил использовать его щедрость, кто-то ищет новых впечатлений в его пикантных историях...только все эти россказни - наглая ложь. А окружающий мир гниет , прикрывая неаппетитное зрелище мишурой праздника и вечного веселья.
Один из этой толпы Касс Кинсолвинг - художник, потерявший себя в этом самом послевоенном мире, утративший способность выразить свою боль, не имеющий сил взмахом кисти воплотить свой талант на холсте. Человек, пытающийся утопить свои метания и противоречия в алкоголе, и оказавшийся во власти Флагга.
Трагедия разворачивается на глазах " постороннего человека" Питера Ливеретта, давнего знакомого Мэйсона, товарища школьных лет. Долгие годы пройдут прежде , чем он найдёт в себе силы воскресить всю эту историю и попытаться понять причины трагедии, унесшей две жизни, а так же услышать из уст Касса о том как он обрёл свободу, душевное спокойствие и гармонию.«Меня будут читать и через сорок лет», — сказал Стайрон в 1970-м.
Критика осудила его за самонадеянность.
Я читаю "И поджег этот дом" в 2018-м...
Ну и кто прав , господа критики?642,4K