Рецензия на книгу
Поселок
Кир Булычёв
Аноним18 апреля 2018 г.Изначально «Поселок» публиковался как две отдельные повести: «Перевал» (1980) и «За перевалом» (1984). И это очень чувствуется в итоговом произведении.
Так, первая повесть, как мне кажется, по задумке автора должна была достаточно долго держать в напряжении читателя — а что случилось с этими людьми, как они тут оказались, какое-то примитивное общество — вариация «Отклонения от нормы»? Мутировавшие животные, радиация — сто пудов, постапокалипсис! И явление космического корабля, наверняка, очень захватывало первых читателей, было большой неожиданностью. В объединенном же романе крушение космического корабля — даже и не спойлер, а такой факт, который помещается в аннотацию, то есть читатель изначально всё знает. Также в первой части очень важную роль играла линия с козой: для Марьяны, Олега и Томаса приручение козы было очень важным шагом для выживания посёлка. Во второй части особых выгод от приручения козы не видно. Обнаружение бластеров представляется как одно из самых важных достижений:
И Олег вышел в коридор с бластером в руке: теперь он был не только хозяином корабля, но еще и получил возможность говорить с лесом не как проситель. Нас не трогайте!Очень пафосно ;))) Но в итоге, в «За перевалом» бластеры почти не используют, а лишь экономят заряд у них.
Но основное отличие от первой части то, что во второй автор вводит линию экспедиции землян, таким образом помещая «Поселок» в цикл про Доктора Павлыша, который публиковался с 1970. Поэтому автор особо не уделяет большого внимания раскрытию личности Славы Павлыша — Павлыш преподносится читателю как «готовый продукт» — личность определенно неординарная, всецело положительная — любите и жалуйте. Более того, у меня стойкое ощущение, что автор написал «За перевалом» ради Павлыша, а не ради героев «Перевала». Ну то есть это две разные ситуации: 1) «жителям посёлка надо спастись с планеты — о, а пускай их спасет Павлыш!», 2) «в новом приключении Павлыш пускай спасает космических робинзонов — о, они же есть в «Перевале»!». Конечно, автор уделяет большое внимание развитию жителей посёлка, углубляя их характеры, и не только Олега, Марьяны и Дика. Но концовка получилась очень скомканной — фактически, разрешается только одна линия, а ведь автор ввёл несколько элементов драмы, и, например, романтическим чувствам Олега уделяется не меньше внимания, чем попыткам жителей посёлка связаться с землянами. И что в итоге —
автор не показывает встречу Олега и Марьяны?Ну я прям не знаю. Это развитие романтических отношений Павлыша можно оборвать, они вообще штрихами обозначены. А с Олегом и всеми причастными как-то... сначала так много слов, действий и мыслей — а в финале скомкано для читателя получается.
И зачем мы терпели эти детские истерики у Олега?Еще ощущению скомканности концовки способствует то, что на обе экспедиции жителей посёлка (Дика и Олега) наваливается череда такого невезения, что удивляет, как вообще герои прошли хоть 100 метров! И ладно невезение — у них повально случается затмение мозгов! Нее, ну вы мне объясните:
Казик отправляется к земному кораблю, оставляя Дика охранять Марьяну. И Казик берет с собой только нож, оружие ближнего боя, а оба оружия дальнего действия — арбалет и бластер — остаются у Дика. Почему? Если изначально Дик не собирался ни на шаг отходить от раненой Марьяны?Но апогеем мозгового затмения стали действия Клавдии. Руководитель земной экспедиции, ученый — пусть геолог, а не биолог, но человек, чётко знающий инструкции и следующий им (и знающий всё про стерильность — иначе она бы не была руководителем и даже вообще членом такой экспедиции!):
и вот она отдает приказ немедленно уничтожить корабль «Полюс», 20 лет уже тут лежащий в вечной мерзлоте — там снег даже летом! Потому что земные микроорганизмы могут нарушить биосферу этой планеты.
Мы не можем отложить решение до отлета. С каждой секундой повышается опасность заражения этой планеты.
Сохранение видового состава планеты, не привнесение в неё представителей земной биосферы — очень важная цель, я согласна. Но через пару часов эта, у меня нету другого слова, дура в лесу открывает забрало своего скафандра и дует на одуванчик??? То есть там ни на лишнюю секунду нельзя оставить корабль, который тут уже 20 лет в некой словно морозилке, а вот тут, где вполне себе лето, можно выдыхать свои бактерии?? Она вообще не понимает, что одним этим действием она пустила земные бактерии на эту планету — и нивелировала все действия, все стерильные барьеры, которые они ставили? Что за помутнение рассудка у руководителя межпланетарной экспедиции? У меня единственное объяснение такого действия Клавдии — автору надо было, чтобы её укусила снежная блоха,и из-за этих действий Клавдии встреча жителей посёлка с землянами отложилась, и драма нагнеталась...
Ну и последнее: ксенофауна и ксенофлора. Мне очень было интересно читать описания всей этой живности, их повадки. Не берусь судить о правдоподобности таких существ (правдоподобности в свете ксенобиологии, как гипотетических обитателей других планет), разве что флора получилась какой-то уж слишком садистской, а фауна (во всяком случае, во второй части) — уж слишком утилитарной (и мустанги, и чистоплюи...). Но вообще, остается только жалеть, что это произведение не привлекает кинематографистов, обладающих современным арсеналом компьютерной графики. Это было бы очень красивое кино!
29851