Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Чучело

Владимир Железников

  • Аватар пользователя
    Аноним8 апреля 2018 г.

    Если все шагают в ногу…

    «У Железникова нет и в помине сверхнеобыкновенных личностей. Тайфуны, космические тарелки не проносятся по страницам его книг... Про него не скажешь: «Вот придумал, так придумал!» Он словно бы совсем не придумывает. У него всё как в жизни.
    И ещё часто случается такое: читаешь повести и рассказы Железникова и вдруг чувствуешь, что все это про тебя. Даже больше: всё это происходит именно с тобой, сейчас!
    Как это получается у писателя? В чём секрет волшебства?
    Железников умеет очень точно писать о том, что мы всё видим на каждом шагу. Когда читаешь книжку Железникова, ты понимаешь, что находишься не в какой-то выдуманной стране, — ты у себя дома, среди своих. И как это ни кажется на первый взгляд странно, про своих, про себя узнавать интереснее всего!
    И ещё одно: у Железникова есть важное и очень дорогое для писателя умение — умение искренне переживать за своих героев, жить их жизнью».
    Эти слова замечательный отечественный детский писатель Сергей Иванов написал в статье «Про чудака и про тебя», посвященной творчеству другого прекрасного детского писателя Владимира Карповича Железникова (1925—2015). И с ними нельзя не согласиться. Реальные персонажи, реальные узнаваемые ситуации… Хотя насчет «сверхнеобыкновенных» личностей можно бы и поспорить. И знаменитый чудак — Боря Збандуто, и Лена Бессольцева, и ее дед, да и многие другие герои Железникова — личности очень даже необыкновенные. Не такие яркие, чтобы бросаться в глаза, иногда даже чудаковатые и вызывающие у окружающих насмешку, но личности, внутренняя сила и красота которых вызывает уважение и восхищение.

    В начале 80-х годов прошлого века в нашей стране огромный общественный резонанс получила повесть Железникова «Чучело». А спустя пару лет Ролан Быков снял по ней одноименный фильм, который каждый стремился посмотреть. И мы, примерные ровесники главной героини, которую так блистательно исполнила Кристина Орбакайте, с замиранием сердца следили за драмой, разворачивающейся в шестом классе обычной советской школы тихого провинциального города. Следили и узнавали себя — кто в жертве, кто в ее гонителях. Хотя, по большому счету, жертвами ведь в этой истории стали все. Лена Бессольцева стала жертвой травли, а ее одноклассники – тусклой, убогой, бедной духовно жизни.
    Это произведение было в те годы своего рода откровением — ведь до тех пор советские пионеры-школьники преимущественно представали честными, смелыми, добрыми и стремились помочь товарищу, а вовсе не втоптать его в грязь. Если и случались на этом безоблачном горизонте какие темные пятна – так незначительные проступки против долга, чести и совести, от которых сам незадачливый герой страдал еще больше, нежели его жертва. И дело заканчивалось обычно миром и дружбой.
    А Железников поднял тему подростковой жестокости. Это требовало в те годы немалого гражданского мужества. Сначала повесть в сокращенном варианте опубликовал журнал «Пионер» под названием «Всего-то несколько дней», а потом вышла и отдельная книга в Детлите. Книгу эту с увлечением читал пасынок Ролана Быкова Павел Санаев — будущий автор нашумевшей повести «Похороните меня за плинтусом». И талантливый режиссер тоже обратил на нее внимание.
    С момента выхода книги прошло 37 лет, а проблемы, затронутые в ней, продолжают оставаться актуальными. Пусть изменился экономико-политический контекст, но общая тенденция та же. (Отчасти эту же тему мы видим и в романе американского писателя, созданном за 20 лет до «Чучела», — «Заводной апельсин».) Подростковая агрессия, ищущая выход в бессмысленных и жестоких поступках, стадное чувство, страх оказаться «не как все».

    Хрупкая, беззащитная, немного нелепая девочка, оказавшись загнанной в угол, обнаруживает такую силу духа, что выходит победителем в этом страшном противостоянии Личности и Коллектива (читай – стада). И ее недавние гонители прозревают, столкнувшись с неведомыми им доселе качествами, узнав, что человек, уверенный в своей правоте, может выстоять даже в самых тяжелых обстоятельствах, что кто-то может совершенно бескорыстно пожертвовать обществу ценности, которыми больше всего дорожил в жизни, как это сделал дедушка героини. Их сердца охватывает тоска по чему-то прекрасному и благородному, и единственный выход, который они могут дать переполняющим их чувствам, — это попросить прощения.
    ЧУЧЕЛО, ПРОСТИ НАС!

    11
    1,3K