Рецензия на книгу
Контрабас
Патрик Зюскинд
noctu1 апреля 2018 г.На некоторых обложках вместо контрабаса изображена женщина, очертаниями своего тела повторяющая изгибы инструмента. Сначала это кажется неожиданным и странным, но после прочтения встает все на свои места. Контрабас в этой пьесе не только женщина - это жизнь героя, это сама суть рассказчика. Перед нами разворачивается монолог одного контрабасиста -мелкого и производящее на первый взгляд впечатление ничтожного. Он рассказывает о своем инструменте, оценивает его с разных сторон, говорит о его достоинствах и недостатках, но так лично, делясь самым сокровенным, как будто мы невольно заглянули в спальню человека. Так порою исповедуется человек, молчавший и скрывавший что-то долгое время. И этот контрабасист, изливая душу, показывает свою боль, усталость, смирение.
Контрабас для меня видится больше как символ того, что выбирая что-то, мы привязываем себя на всю оставшуюся жизнь. И должны вот так же любить и ненавидеть, желать сбежать и оставаться навсегда привязанным. Контрабас связывает рассказчика по рукам и ногам, он не может построить свою личную жизнь. Он одинок и несчастен. Вместе с тем, этот контрабас - единственное, что есть в его жизни, единственный смысл ее и наполнение.
Как при звуках любого музыкального произведения непосвященному в таинства музыки обывателю кажется, что свершается какая-то магия, так и я погружалась в текст Зюскинда, впечатляясь магией текста, магией созидания почти материально ощутимых фигур из буковок текста. Читаю, а передо мной в углу стоит этот самый контрабас, который всегда так не к месту, всегда загораживает проход. Вот я наблюдаю, как рассказчик открывает окно, впуская в комнату уличный шум или раздражает соседей, беря очень высокую ноту...
В идеале, книгу надо читать, параллельно включая указанную в тексте музыку. Я же все чтение наслаждалась Симфонией №2, с которой все и начинается..
251K