Рецензия на книгу
Чучело
Владимир Железников
Аноним26 марта 2018 г."... А я испугалась по-настоящему, как будто меня окружали не люди, а настоящие звери... А я тогда и не знала, что есть люди — лисы, медведи, волки…"
Можно ли описывая книгу одновременно использовать два взаимоисключающих прилагательных? Например, сказать, что эта книга прекрасная и в то же время ужасная? Оказывается, что можно – именно такие впечатления оставила после себя повесть Владимира Железникова «Чучело». Она прекрасна с литературной точки зрения и ужасна с точки зрения того, какие моменты в ней описаны…
Наверное, очень сложно найти человека, который не знает об этой повести или хотя бы краем уха не слышал о ней. Так и я – знала, что есть такая книга, знала в общих чертах о чем она, знала, что по ее мотивам снят одноименный фильм с Кристиной Орбакайте в главной роли и откуда – то мне даже была известная фраза «Чучело, прости нас!». Но как-то руки все не доходили познакомиться с ней поближе - она как-то затерялась в бездонном море еще непрочитанных книг :)
Владимир Железников на страницах книги погружает нас в небольшой сонный провинциальный городок где-то на просторах Советского союза. В городке живет Николай Николаевич Бессольцев – страстный коллекционер картин своего предка и отставной военный, вернувшийся после службы в дом своего детства. Чтобы скрасить его будни к нему приезжает внучка Лена - нескладный подросток, еще теленок на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у нее торчали, как крылышки, лопатки. Подвижное лицо украшал большой рот, с которого почти никогда не сходила доброжелательная улыбка. А волосы всегда были заплетены в два тугих канатика. В новой школе она не пришла ко двору, стала белой вороной и объектом травли своих одноклассников. А знаете почему? А просто потому что она была не такая как все! Не в том смысле, что у нее было 3 уха или росли рога! Просто она была слегка чудаковая, чуть наивнее, добрее и человечнее тех ребят, с которыми ей пришлось учиться!
Сама Лена относится к этому философски, с присущей ей улыбкой...
"... Я поняла, что люди не все одинаковые. Да, да, не улыбайся. Я вдруг увидела, что то, что для меня хорошо, для Шмаковой, например, смешно, а для Мироновой просто глупо..."Но ребята, к сожалению, не разделяют ее спокойствия в этом плане...
То, что Лена вынуждена жить с дедом, несколько меня озадачило. Сюжетная линия о ее родителях в книге не раскрыта – лишь мимоходом сказано, что ее папа геолог и в связи с этим семья вынуждена вести кочевой образ жизни. Я не считаю нормальным, что девочка 13-ти лет вынуждена жить с дедушкой, как бы он ее не любил. Взять к себе ребенка и обеспечить ему кров и пищу – это еще половина дела. Другой вопрос состоит в том, что это огромная ответственность, это ежедневный труд по воспитанию ребенка – еще и девочки, и еще в таком переходном возрасте. Я считаю, что дедушка как никто другой виноват в той истории, которая приключилась…
«…Удивительно, до чего же он был недогадлив: просмотреть человека, который бок о бок жил с ним. Более того, горячо любимого и самого близкого человека, внучку, родную кровь…»Если подросток переходит в новую школу – это всегда стресс. Как дед столько времени мог не замечать, что у внучки проблемы? Как он не видел, что она всегда сидит растроенная дома, гулять не ходит, ребята к ней не приходят в гости и ее никуда не зовут!? Да, есть дети закрытые, такие, у которых выведать что-то большая проблема, но Лена то такой не была! Она была как открытая книга и дедушке стоило только проявить желания ее прочесть! Но нет! Он был так занят своими картинами, что за ними света белого не видел! Чуть ли не поклонялся своей нарисованной «Машке», не замечая, что рядом эмоционально погибает живой ребенок!
Давайте вспомним тот вечер, когда Николаю Николаевичу удалось наконец заполучить у деревенской старухи эту злополучную картину. Он возвращается домой, а дома в темноте, забившись в угол от страха сидит его внучка. Но его это особо не смущает – сидит и сидит себе. Дальше в окно всовывается морда из папье-маше, которую он ловко споймал, Дима убегает и присоединяется к хохочущей толпе. Опять никаких мыслей на этот счет? Дети смеются и кричат: «Чучело!», твоя внучка выбегает в ночь за ними, возвращается изорванная и в грязи, а ты ничего не делаешь, так как сначала хотел что-то предпринять, но взгляд зацепился за новоприобретенную картину, тебя позабавила игра света и теней и ты все позабыл! Для меня это дикость! При чтении этой сцены у меня волосы вставали на голове! Как можно отдать предпочтение созерцанию нарисованного ребенка взамен того чтобы заняться проблемами своего родного чада?!
Дальше, уже когда Лена набралась мужества и рассказывала деду всю историю своей травли от начала и до конца, мои симпатии в его отношении испарялись еще быстрее. Лена признается ему, что взяла на себя вину за проступок Димы Сомова, и дед ее хвалит. За что?! Почему 13-летняя девочка не понимает, что брать на себя вину за то, чего ты не совершал, это ненормально?! Почему ребенку никто не объяснил, что человек сам должен нести ответственность за свои действия?! Будь тебе 5 лет и ты карандашами обрисовал обои или в 15 лет разбил мячом в школе окно! Накосячил – будь добр понеси заслуженное наказание! Почему до Лены ни родители, ни дедушка не донесли, что брать на себя вину другого человек – это не составляющая дружбы!? Возможно именно потому что Лена так не вовремя влезла в разговор Димы и одноклассников со своим геройством, она не дела ему проявить себя как смелому человеку? Возможно именно тогда он, будучи загнанным в угол и под первым впечатлениям от такого поворота событий, и признался бы… А дальше вранье нарастало как снежный ком и признаться уже стало гораздо сложнее.
«…Он скажет им, что Ленка хотела его выручить, потому что подумала, будто он испугался. А он промолчал, потому что решил, что ей надо подзакалить волю в борьбе с трудностями. А тут такой случай!.. Эта неожиданная мысль ему очень понравилась. Через минуту он уже был уверен, что все так было в действительности…»Лена сама дала Диме повод на всю оставшуюся жизнь пытаться избегать ответственности, юлить и увиливать и обставлять все так чтобы даже он сам начал верить в свою правоту! Это не проявление дружбы, это медвежья услуга какая-то…
Почему ни дедушка, ни родители не объяснили девочке, что такое дружба на самом деле. Одноклассники приняли ее в штыки и только Дима отнесся к ней мало – мальски по – человечески. Но о дружбе там речи и не шло! А девочка как щенок была благодарна и за такое отношение и ошибочно приняла его за дружеские намерения! Почему никто не сказал ей, что в дружбе не стоит терять свою индивидуальность и становится тенью и зеркальным отражение своего друга?! Когда она всем своим поведение копировала Диму, его мысли и слова, и поддакивала ему, у меня аж глаз дергался…
Лена признается деду, что Дима ее обманул, пообещав признаться во всем одноклассникам и не сделав этого.
«…—Ты мне ответь, должна была я после этого снова поверить в него?
— Должна была, — сказал Николай Николаевич. — И молодец, что поверила. Верить надо до конца…»Что за чушь?!? Сколько раз надо быть преданным чтобы понять, что если человек censored, то он им останется сколько бы шансов ему не дали! Что за идиотские мысли он внушал ребенку – типа ударили тебя по правой щеке, так ты подставь еще и левую! Опять же – что это за странные понятие о дружбе? Почему до 13-ти лет девочка росла без каких либо представлений о том, что можно считать дружбой, а что уже переходит все границы?!
«…И Николай Николаевич, глядя на Ленку, улыбнулся — до чего же она прекрасна, как она умеет сильно любить и как умеет даже в падшем человеке заметить мгновение его величия…Нечему тут улыбаться и радоваться нечему! Если бы вы воспитали ребенка нормально, уделили бы ему внимание, ей не пришлось бы как слепому котенку блуждать в темноте человеческих отношений и узнавать все путем проб и ошибок!
«…Если бы я была не дура, то сразу бы все поняла. Но я надеялась и была как слепая…»И кто в этом виноват? Риторический вопрос…
Еще один взрослый персонаж, на котором бы хотелось остановить внимание, это классный руководитель 6-го класса – Маргарита Ивановна. Я понимаю, что в жизни каждого бывает и влюбленность, и любовь, и свадьба со всеми причитающимися этим событиям моментами. Но надо же как- то держать себя в руках! Что это за поведение – начали за здравие, а закончили за упокой (в ее случае – за жениха). Что это такое вообще – обсуждать свои личные дела с учениками? Мысли скачут как блохи: «Вы наказаны; вы подвели меня; ЖЕНИХ!» Забыла все напрочь... Потом опять: «Бойкот; пятно на платье; ЖЕНИХ!» и все по – новому кругу… В результате ее поведения никто в классе не воспринимал ее как руководителя, она не была для своих учеников авторитетом…
Одна эта сцена чего стоит!
«…И тут мы услышали, что во двор въехали автобусы, а в школе раздался продолжительный звонок — это был сигнал к отъезду! Мы тоже сразу рванулись к своим чемоданам. А Маргарита как крикнула:
«На места!»
«А что вы так кричите? — с вызовом спросила у Маргариты Миронова. И потом осадила ее так, как только она одна умела: — Мы же люди, а не служебные собаки»
«… — Я в кино не убегала, а пострадала из-за вас. Получила выговор. Вполне достаточно для меня. Я должна была раньше уехать в Москву, имела полное право, а я отложила свой отъезд. — Маргарита возмущалась и от этого из зеленой стала розовой, под цвет платья. — А из-за чего я отложила свой отъезд?.. Из-за вас, чтобы поставить вам три-четыре лишние пятерки, чтобы доказать, какой у меня необыкновенный класс. В Москве, говорит, на меня обиделись…»
Ну нам-то всем было понятно, кому она звонила и кто на нее обиделся — жених. Она с этим женихом прямо обалдела. В день по сто раз про него вспоминала, даже когда не надо: «Жених, жених!..»
И тут, когда Маргарита сказала про жениха и про пятерки, Железная Кнопка вскочила, сама побледнела, но спокойным-спокойным голосом, ленивым таким, объявила:
«Нам не нужны ваши „лишние пятерки“, так что вы зря не уехали, и на вас бы тогда никто не обиделся».
«Тогда, может быть, вы в кино сбежали нарочно, чтобы подвести меня?» — в ужасе спросила Маргарита.
«Конечно-о-о-о!», «Мы нарочно-оо-о-о!»
Они кричали эти слова, и им совсем не было жалко Маргариты. Они как с цепи сорвались. Это они от обиды на Маргариту и на себя, что оказались дураками — променяли Москву на кино.
А Димка вертелся волчком, подбегал то к одному, то к другому, стараясь заткнуть ребятам рты, прямо летал по классу.
А ребята орали: «Мы в Москву не хотим!..», «Нам бы двоек побольше!..»Это вообще адекватное поведение? В 13 лет? Где родители этих детей? Где они были все эти годы, что у них выросло такое быдло? Я вспоминаю себя в этом возрасте – у меня и в мыслях не было развлекаться тем, что засовывать сухие листья в дупло и поджигать дерево, мучить животных, дерзить страшим или праздновать день рождения одноклассника до утра! Во всей этой ситуации виноваты в первую очередь взрослые!
При этом заметьте, что я ни в коей мере не оправдываю сама главную героиню. Да, в какой-то мере мне ее жалко, но нельзя в 13 лет быть такой наивной и доверчивой! Иногда хотелось дать ей хороший подзатыльник! Я еще понимаю, если так бы вел себя какой – нибудь первоклассник, но в тринадцать лет должны же быть уже какие-то понятия о жизни и о поведении в социуме!
Вообще эта книга очень напомнила мне «Повелителя мух» Уильяма Голдинга. Да, джунгли сменились городским пейзажем, дети одеты не в шкуры или листья, а в школьную форму и вооружены они не палками и камнями, а только острыми и колкими словами… Но суть осталась та же – неконтролируемая детская жестокость… Дети как стая – учуяв наиболее слабого участника, пытаются коллективно заклевать его до смерти… Стадный инстинкт помимо всего прочего мешает этим детям развиваться как личностям – они боятся, что вдруг проявят себя не «как все», одноклассники и друзья от них отвернуться. И поэтому, подавляя в себе индивидуальность, продолжают жить коллективным разумом… Яркий пример тому Толик Рыжий.
«…Я всегда был как все. Все били, я бил. Потому что я Рыжий и боялся выделиться. — Он почти кричал или почти плакал: голос у него все время срывался. — А теперь — точка! Хоть с утра до ночи орите: «Рыжий!» — я все буду делать по-своему, как считаю нужным. — И впервые, может быть, за всю свою жизнь освобожденно вздохнул…»И если шанс сюжета «Повелителя мух» воплотиться в реальность один на миллион, то с «Чучелом» все гораздо сложнее… Этот сюжет очень реален… Если верить Википедии, то повесть «Чучело» была написана на основе случая с племянницей автора, которая взяла на себя чужую вину, после чего весь класс объявил ей бойкот.
Книга даёт нам понять, что все люди разные и наша задача - попытаться их понять. Если не можешь понять - оставь человека в покое, не зацикливайся на его странностях, ему с ними жить, а не тебе!
Что касается финала и того факта, что дети вроде бы поняла свою неправоту, у меня неоднозначное мнение… Вот, например, они только что травили Лену Бессольцеву и по идее должны были осознать, что их поведение ненормально, но тут же, узнав всю правду, та же Железная Кнопка начинает агитировать ребят объявить бойкот Диме Сомову, Шмаковой и Попову. Куда делось понимание и осознание?...
А еще даже если 6-й класс понял все и раскаялся, Лене то от этого не легче… Ее вера в людей, в дружбу, в любовь, в искренность и человечность уже подорвана… И дай Бог чтоб ей на пути встретились новые люди, которые смогут реабилитировать звания «человека» и «друга» в ее глазах…
Не знаю как в других странах, но в Украине эта книга не входит в школьную программу по литературе. А зря! Я считаю, что было бы очень полезно ознакомиться с ней как детям и подросткам, так и их родителям. Возможно, это повлияло бы на микроклимат в классах и удалось избежать таких ситуаций, какая приключилась с Леной Бессольцевой...
342,2K