Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Башня шутов

Анджей Сапковский

  • Аватар пользователя
    Аноним23 марта 2018 г.

    О честных чехах

    Привет!
    Дочитал я тут мощную трилогию Анджея Сапковского “Божьи воины” и даже с жанром определиться до конца не могу.
    Ближе всего трилогия к историческому авантюрному роману с фэнтезийными элементами.

    Не знаю, что помешало пану Анджею вообще избавиться от фантастики, потому что хотя колдовства в тексте и хватает, сюжет оно особо не двигает и скорее представляет овеществленные суеверия тех времён. Ведьмы не просто знахарки, но правда умели колдовать и собирались на шабаши, по улицам Праги действительно некогда ходил глиняный голем, а проклятья и наветы, и верно, действовали, да еще как...
    Во всем остальном “Божьи воины” - крепкий исторический роман с многочисленными реверансами в сторону другого именитого соотечественника - Сенкевича. И ничего общего с принесшим славу “Ведьмаком”. Кроме польского фольклора.
    Есть и другие отсылки, некоторые - очевидные, как ведьма косвенно ссылающаяся на еще не родившегося Шекспира, Самсон, который постоянно цитирует Данте, так и менее заметные, вроде Лавкрафтовского Некрономикона (хотя часть из них Сапковский раскрывает в примечаниях) или Дюма.

    Предшествующие события “Битва под Грюндевальдом”

    А описанный период это гуситские войны. Закат рыцарства. На западе Европы продолжают грызться Англия и Франция. Орлеанская Дева начинает свой путь к костру. Но до Европы восточной доходят только отголоски, потому что тут уже который год идут крестовым походом на гуситских еретиков. И именно Богемия, а вернее Чехия (Богемией ее звала всякая немчура пришлая, а Чехия - самоназвание) - тот самый камень преткновения, которое не дает папским легатам спокойно набивать мошну, а богобоязненным рыцарям колотить друг друга тяжелыми железяками исключительно на турнирах и в тренировочных целях.

    Эта война изменила манеру ведения боевых действия. Гуситы стали массово использовать огнестрельное оружие и артиллерию. Типичной тактикой стала оборона табора. Боевые телеги становились в шахматном порядке, колеса сцеплялись и походная армия в очень быстро превращалась в неприступную крепость.
    И этой вот новой тактикой, слаженными действиями и силой убеждений гуситская армия годами позорно громила превосходящие объединенные силы Европы.

    А к общему историческому фону, капля предыстории. Церковь зажралась, индулигенции, симония, подати… И появился некто Ян Гус - пражский проповедник, который сказал: Иисус, мол не то завещал, вы мудаки, давайте реформировать церковь. Его объявили еретиком, обманом заманили в Рим и сожгли. Чешский народ возмутился, послал на йух пешим ходом пап и церковь. Те тоже не остались в долгу и всех объявили еретиками и заверте…

    Гуситы.

    На фоне этих исторических событий и приключается Рейнмар фон Беляу, он же Рейнмар Белява, он же Рейнмар фон Хагенау, он же Рейневан - медик по образованию и мутная личность по жизни. Из-за собственной невоздержанности в половых связях херой попадает в переплет, выбраться из которого на протяжении трех томов помогают авантюрист Шарлей и Самсон Медок (некая иномирная сущность по случайности занявшая тело здоровенного идиота). Впрочем постельная завязка быстро уходит на третий план, а на первый выходит совсем другая романтическая линия и судьбы наций.

    Рейневан (в переводе - "пижма", хе),собственной персоной.

    В ходе своих эскапад Рейневан с друзьями встречается с разными интересными личностями всевозможных степеней историчности. Про некоторых - здоровенные статьи в википедии, иные - выдуманы. Пан Анджей очень активно пользовался источниками и картинку создал весьма близкую реальности того времени.
    Рыцарство в романе представлено очень правдиво, веришь что так могли думать, говоривать и действовать настоящие люди. Кто-то романтичен, кто-то прагматичен, кто жесток, кто милосерден. Образы не идеализированные, не выхолощенные и очень живые.

    Герои и злодеи.

    Но вот привычный живой разговорный язык в устах персонажей Сапковского в “Божьих воинах” изрядно приправлен патетикой, свойственной времени и религиозным речам, и латынью. "Бог" у персонажей - слово паразит. Понятно, что это дань исторической достоверности. Но дань кровавая, латыни в трилогии едва ли не больше, чем французского в “Войне и мире”.

    И с этого начинаются недостатки. Если в город въезжают рыцари, то непременно нужно описать: кто, каков из себя, что при себе имеет, кто его мама-папа, вассал и сюзерен, чем известен и какая сбруя у коня. И так для всех тридцати человек кавалькады. Кто из них будет задействован скоро, кто помрет через пару страниц, а кто, возможно, всплывет в третьей книге - неизвестно (за исключением известных исторических личностей само собой). Как у Мартина. Получается немного занудно.

    Один из черных рыцарей.

    Герой за три книги претерпевает значимое развитие, от беззаботного юнца-гедониста, до разочарованного но не сломленного идеалиста. Он успевает пройти дюжину циклов свободен-пойман-в заключении-побег. И эти цикличность даже начинает утомлять.
    Признаться должен, что финал довольно грустный и дело не только в самой истории, но и в том как ее подает автор. Нет катарсиса и развязка полностью декадентская. Конечно это обусловливает и историческая реальность, потому что целей своих гуситы, откровенно говоря, не добились. У Сапковского часть проблем решает Бог из Машины и наказывает злодея. И если раньше пан Анджей, организуя героям неожиданное избавление, рояли хотя бы тщательно маскировал в кустах, то конец настолько небрежен в этом плане, что смахивает на откровенную халтуру.
    Хотя, возможно, автор этим и хотел подчеркнуть непредсказуемость жизни, которая рушит любые планы, но все же…

    Язык в сравнении с “Ведьмаком” намного более тяжеловесен и неуклюж. В моменты чтения интересовало, анахронизмы - проблема текста или перевода? Но при этом “Сага о Рейневане” намного более остросоциальна.

    В заключение скажу. Читать стоит тем, кто любит исторические романы, но не чурается фантастики. Еще одного “Ведьмака” здесь нет и если вы ищете именно его, то браться не стоит, этот Сапковский совсем другой.
    Кому интересна история рыцарства или гуситских войн, или если кто не может отойти от “Deliverance” - добро пожаловать.

    16
    1,2K