Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Коробка в форме сердца

Джо Хилл

  • Аватар пользователя
    PASEOS21 марта 2018 г.

    Со злобным призраком вдвоем по ночной дороге мы идем...

    Человек - это чаша, совершенно пустая и чистая априори, и всё более наполняемая от рождения до старости. Что в ней окажется, какое получит развитие, и чем всё закончится, зависит от первого и до последнего дня жизни индивидуума. Семья и любимые - наше все. Все наши призраки и скелеты в шкафу из глубокого детства. Окружение - наше все. То, как мы развиваемся и меняемся во многом зависит от круга общения и его взаимодействия с нами. Так зарождается личность, так она двигается вперед и так достигает или не достигает чего-то в жизни. Вот о чем эта книга. Да, и еще немного о крови, призраках, любви и музыке. Далеко не все отзывы о "Коробке в форме сердца" положительные, но я сейчас попробую обратить недостатки романа в его преимущества.

    Для начала попробуем забраться в дебри определений. С одной стороны "Коробку в форме сердца" можно назвать очень кинематографичным мистическим триллером. С другой - психологической драмой. Если рассматривать два этих подхода по отдельности, то произведение может показаться очень качественным, но не более. Однако, если объединить два взгляда, то получится шедевр. Именно такой подход практикует Стивен Кинг, именно по его стопам пошел Джо Хилл, написав душещипательную драму в заманчивой обертке хоррора. Книга цепляет, увлекает, пугает, не отпускает до финала. Что еще нужно от литературы подобного жанра?

    Это история о брутальном 54-летнем рокере шести футов роста и с косматой бородой. Этакий образ рок-звезды 70-х. Его музыка тяжела, песни злы, образ жизни диковат и беспечен. Своих многочисленных женщин он не зовет по именам, он называет их Теннесси, Флорида, Джорджия - это штаты, из которых они родом. Вот такое отношение к жизни и людям. И только маленький славный мальчик внутри Джуда знает и помнит, каков этот осатаневший дядька на самом деле, глубоко в душе. И вот он покупает по объявлению, ради очередной забавы, призрака. Точнее, костюм покойника в коробке в форме сердца, где, по словам продавца, и заключено привидение. И вот тут начинается кошмар, перерастающий в безысходность. Все оказывается куда сложнее, ведь этот призрак связан с прошлым Джуда, да еще в истории замешаны его бывшая и настоящая дамы сердца. Забавная затея оборачивается жутким кровавым кошмаром, из которого, кажется, нет выхода. К чему это приведет, не стану рассказывать, но об одном скажу точно - последующие события кардинально меняют Джуда и его девушку, с ног на голову переворачивают их мировоззрение и полностью раскрывают их характеры, точнее, их истинные характеры, скрывающиеся за масками рокеров, готов и бунтарей, увешанных черепами и пирсингом.

    Этому роману многие читатели и рецензенты приписывают в первую очередь некоторую вторичность и излишнюю кинематографичность. Давайте разбираться.
    Текст и правда визуализируется очень легко и комфортно для читателя. При этом он не напоминает сценарий для фильма, хоть и просится на экраны. Отнюдь, Хилл пишет очень живо и образно, отчего книга только выигрывает, она выглядит очень цельной, грамотно написанной, законченной, наполненной смыслом. Такая кинематографичность вполне может, более того, должна дополнять текст, насыщать его красками и образами, создавать в голове читателя картинку. Ну а для хоррора это однозначно большой плюс!

    Что касается вторичности, полагаю, что кое-кто может припомнить многие мистические романы и фильмы о призраках и сказать: "Я сто раз видел фильмы или читал о людях, преследуемых привидениями, да еще в декорациях голливудского кино". Хм... И да, и нет. Во-первых, Джо Хилл закрутил-таки сюжет, да и призрака создал необычного и жуткого. Во-вторых, автор немало внимания уделил именно характерам персонажей, их внутреннему миру, психологии и, самое главное, их развитию, внутренней трасформации, срыванию масок в угоду истинному "Я". На протяжении всей книги Хилл постоянно противопоставляет черное и белое, жизнь и смерть, добро и зло, любовь и эгоистичное безраличие. Но, при этом, он коварно смешивает эти понятия, постепенно выводя наружу суть происходящего, истинные лица своих героев. Так скажем, пройдя через все тернистые события книги, мы взглянем на "до" и "после". Помните, как изменился герой Майкла Дугласа в финале фильма "Игра" Дэвида Финчера? Вот тут оно самое.
    К тому же, реализация идей, как в плане хоррора, так и в плане драмы, у Хилла на высоте, на мой взгляд. Мне было интересно, было страшно, меня, что называется, зацепило за душу.

    Подытожим.
    Роман по атмосфере напоминает ленты "Астрал" и "Твин Пикс". При этом "Коробка в форме сердца" по-хорошему кинематографична, наполнена психологизмом, имеет в своем арсенале глубоко прописанных и развивающихся в процессе сюжета персонажей, написана с почти идеальным сочетанием динамичных и статичных сцен. И, как по мне, всё выполнено с душой. К легким недостатками я бы отнес некоторую линейность и предсказуемость событий, но это, скорее, побочные эффекты жанра.
    Так хороша книга или нет? Победит ли добро? Станет ли черное белым? Наполнятся ли внутренние чаши наших героев светом или так и останутся полными тьмы?
    Я намекну. Угадайте, почему коробка, в которой притаился самый злобный призрак, выполнена именно в форме сердца?

    73
    3,9K