Рецензия на книгу
Возвращение со звезд
Станислав Лем
Аноним17 марта 2018 г.«Мы офицеры полиции, мы не привыкли к такой жестокости» или почему Эл Брегг не Джон Спартан.
Начиная своё знакомство с творчеством Станислава Лема с романа «Возвращение со звёзд» я, если честно, совсем не предполагал получить в свою читательскую копилку ещё одну антиутопию с очень интересным философским смыслом и ещё раз пересмотреть фильм «Разрушитель» со Сталлоне. И был приятно удивлён этим романом, заставившим меня задуматься о многих вещах и оставившим у меня очень разные, смешанные чувства.
Согласен, с тем, что этот роман в одном ряду с такими знаковыми романами, как "451° по Фаренгейту" Рэя Брэдбери и "О дивный новый мир" Олдоса Хаксли. И как в этих же романах, в романе «Возвращение со звёзд», по прошествии более чем полувека с момента его написания, его «будущее» не кажется таким уж далёким, фантастическим, недосягаемым, не реальным. Да мы не покоряем Фомальга́ут в созвездии Южной Рыбы, но вполне знакомы со всемирным поисковиком информации - «ИНФОРом», электронной книгой-читалкой «оптоном», сериалами «реалами», мы уже сейчас живём в том мире где «с роботами проще общаться, чем с людьми».
Сам Станислав Лем считал этот роман неудачным, сетуя по поводу того, что не достаточно раскрыл главную, как ему казалось, тему – «Бертризацию» - вакцину изменившую людей и весь человеческий мир. Однако на мой взгляд, отсутствие классического подробного «жюльверновского» описания научно-технологических, биолого-социальных и т.д. подробностей осуществления этого процесса нисколько не уменьшило, а наоборот, усилило впечатление от его результата – эдакого «Дивного нового мира», мира всеобщей безопасности и умиротворённости. Поверхностное описание этой «бертризации» как раз подчеркнуло необратимость произошедшего с человеческим обществом, восприятие этого как данность, как естественность, как само собой разумеющееся. Говоря словами главного героя: «Как это делалось? Стоит ли интересоваться; большинство людей пользуется техникой своего времени, абсолютно не понимая её».
Но так ли всё «естественно» в этом мире?
Я не зря упомянул в заголовке главную на мой взгляд, с подчёркнуто сатирико-абсурдным смыслом, фразу из голливудского блокбастера 1993 года «Разрушитель» с С.Сталлоне в роли Джона Спартана, главного героя. Уж очень явно прослеживаются для меня параллели, по крайней мере, в схожести «социально-исторического» фона и характеров главных героев. Фабула романа, как и фильма, представляет собой появление и проявления человека «героической профессии» из прошлого в «настоящем будущем». «Дикарь-зверь» в мире «мира и согласия». Человек бесполезной как оказывается профессии, дело жизни которого совсем не нужно в этом новом обществе. В обществе где нет опасностей и риска, убийства и насилия, болезней и страха, где нет места героизму и подвигам подводящим человека к краю его возможностей. «Общество всего безвредного» - нет алкоголя, шоколада, контактных видов спорта, «самостоятельных» беременностей без разрешения. Мир лишённый адреналина. Мир без действия, без смысла, без вкуса в понятиях Эла Брегга – главного героя романа. «Они убили в человеке человека» - эта мысль не отпускает Эла. Его несогласие с новыми моральными, общественными правилами, с новыми отношением к жизни разрушает его самого. Нужен ли мир таким, оправданы ли жертвы «человечностью» во имя всеобщего блага человечества? Он ищет своего спасения в «суррогатном» риске: в занятиях боксом с «товарищем по несчастию» его коллегой-космонавтом, в ночной гонке на раритетном автомобиле без "устройства безопасности". Ищет ответы в научных трудах, в героических воспоминаниях, ищет их в женщинах. Ищет, но находит ли? Может ли он рассчитывать на понимание и ответные чувства в мире, где чувства у людей уже не такие как у него? Ведь он может лишь предполагать, что чувствуют окружающие его люди и что ими движет. «Ты ничего не понимаешь. Мир лишен страха, а тебя можно бояться» - что чувствует он понимая это? Он потерял всё, что у него было и всё, что ему было дорого. Есть ли место ему в этом «Дивном новом мире»? Эл Брегг - смел и решителен, крепок и умён, настоящий герой из «прошлого». Что делать - бороться или смириться?
Джону Спартану понравилось будущее но, только после того как он сделал его своим настоящими и остался героем, остался верен своим словам. Почему же Эл Брегг ты пошёл другим путём…9798