Рецензия на книгу
Паранойя
Джейсон Старр
winpoo17 марта 2018 г.Конечно, в мир паранойяльной личности практически невозможно попасть, даже специалисту или врачу, поэтому всякая литературная попытка такого рода сопряжена с разнообразными фантазиями и преувеличениями. И в то же время про это нередко бывает интересно читать. Мне показалось, что при всех рисках подобного жанра, книга написана неплохо, по крайней мере, мне было любопытно наблюдать, как внутренний мир героя семантической и эмоциональной пеленой постепенно закрывает для него мир внешний.
«Паранойя» читается быстро и очень вовлечённо, хотя событий в ней происходит немного, и они не особенно конкретизированы в тексте – нет здесь ни луж крови, ни куч мяса, которых можно было бы ожидать от триллера с таким названием. По большей части всё происходит в голове главного героя Ричарда Сегала, и ты, находясь внутри переживаемой им личной и служебной драмы, вместе с ним чувствуешь непреодолимую мощь нарастающего внутреннего напряжения и сильное желание любым способом разрядить его, разорвать стягивающие его узы неудачно сложившихся причин и следствий.
Каждый когда-то переживал черную полосу в жизни и каждому знакомо это смешанное чувство беспомощности, обиды и агрессивности. И все мы знаем, что когда с нами что-то не в порядке, всё вдруг начинает идти не так, как нужно: происходят какие-то многочисленные изломы привычной жизни, и в ней возникают трещины, в которых накапливается негатив и которые расширяются, если не начать их срочно ремонтировать. Триггером для главного героя становится случайная встреча с Майклом Рудником – противоречивой фигурой из прошлого, пагубному влиянию которой в детстве ему не удалось противостоять. Переживания Ричарда усугубляются ещё и тем, что Рудник даже не узнаёт ни его самого, ни в его лице – жертву своих злонамеренных действий, тем самым обесценивая и девальвируя в глазах Ричарда ту травму, которая, будучи значимой, осталась неотреагированной. В результате сложности его нынешней жизни накладываются на внутренние противоречия его биографии, и Рудник начинает восприниматься как актуальное препятствие, как источник и первопричина кажущейся нескончаемой чёрной полосы. Ричард жаждет отмщения, хочет воздать негодяю по заслугам, совершенно забывая, что прошло больше двадцати лет, и мир вокруг уже изменился.
Когда у Ричарда не ладятся дела с продажами и назревает конфликт с руководством, ему сочувствуешь, хотя и не связываешь его неудачи с актуализировавшейся детской травмой. Когда ему начинает по-крупному везти, ты до конца не можешь поверить в его удачу, поскольку, следуя за сюжетом, считаешь это всего лишь случайным везением, совершенно не связанным с его личными достоинствами. Когда он делает то, что делает, ты удивляешься, как и зачем он завёл себя до такой степени, и начинаешь немного бояться его патологической непредсказуемости, отягощенной примитивной психологической защитой алкоголизации. И наконец, когда он совершает преступление, свидетельствующее о том, что всё уже полностью вышло из-под его сознательного контроля, ты в полной мере понимаешь, насколько сильно влияние его болезни, и начинаешь его жалеть.
Вот эта яркая динамика переживаемых эмоций и делает роман привлекательным, хотя, наверное, всё же не для всех.
26744