Рецензия на книгу
Мэнсфилд-Парк
Джейн Остен
Marina-Marianna13 марта 2018 г.Давным-давно впечатлённая романами "Гордость и предубеждение" и "Чувство и чувствительность" , я захотела прочитать и все прочие произведения Джейн Остен. Но увы, чуда не случилось. Ни одно из них мне не понравилось даже близко, как упомянутые два. Не просто же так они настолько популярнее.
850 страниц - и только одна эмоция: скучно. Читать это сейчас можно - на мой взгляд - исключительно из антропологического интереса: как жили, что думали, чем вдохновлялись. Да, ещё очень полезно с феминистической точки зрения. Чтобы сильнее ценить, что женщины приобрели за 200 лет.
Аннотация к роману такова:
Никчемна и ничем не примечательна жизнь обитателей английского поместья, мелки и ничтожны их интересы - личные удобства, честолюбие, деньги. Ложь, лицемерие, ханжество разрушают благополучие и порядок дома в Мэнсфилд-Парке, лишают его хозяев, их детей и родственников взаимопонимания и единства.
Как жить? Как внести разумное начало в этот хаос всеобщего несогласия?
Ответы на эти вопросы дала Джейн Остен, создав замечательный образ Фанни Прайс, с которой связана главная тема романа - тема нравственного прозрения.Казалось бы, стоит ожидать в лице главной героини сильную личность, ещё одну Элизабет Беннет - остроумную, начитанную, умеющую постоять за себя, принимать собственные решения. Но кого мы видим? Совершенно забитое существо, боящееся глаза поднять лишний раз, годами просиживающее в холодной, никогда не топленной комнате и почитающее огонь в камине за величайшую благодетель. Фанни Прайс вроде бы что-то читает и нас даже уверяют, что она дескать умеет благородно внимать прочитанному. Но нигде нет ни малейшего примера её рассуждений. У неё ни к чему нет таланта - она не занимается музыкой, не рисует, не пишет стихов. Вроде бы она умеет танцевать, хотя и непонятно, откуда. Она очень слабенькая, даже хилая, она не смеет ни слова сказать о том, чего бы ей хотелось, и уж тем более о том, что она чувствует.
Событий в книге как-то очень мало, а весь драматизм разворачивается на последних страницах галопом по европам. Все персонажи очень плоские, на редкость. Трудно поверить, что этот роман был написан после "Гордости..." и "Чувства..."! "Эмма" , написанная ещё двумя годами позднее, тоже не слишком интересна, на мой вкус, по сравнению с главными романами, но там хотя бы чувствуются характеры. А здесь ни одного нормального диалога. Если героям вдруг хочется поговорить, они пускаются в какие-то немыслимые речи, на фоне которых трескотня мистера Коллинза упоительна остроумна и мудра.
Роман считается воспитательным, но как же тошно, должно быть, было жить в обществе, которое требовалось воспитывать такими вот примерами.
12592