Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ubik

Philip K. Dick

  • Аватар пользователя
    Аноним13 марта 2018 г.

    Фантастика — жанр, мне не близкий, но иногда я с удовольствием читаю новых авторов. Знакомство с Филипом Диком сулило погружение в нуарный мир будущего в декорациях Ридли Скотта. Я не знаю, почему флэшмоб этого года пока идет с таким скрипом, но «Убик» не произвел в моей душе эффекта разорвавшейся бомбы.

    Прежде всего это связано с очень дальновидной, но вместе с тем и противоречащей моим представлениям о жанре позицией автора. Ибо для меня фантастика — это прежде всего много креативности при создании мира. А Филип Дик уделяет этому внимание только в самом начале романа. Основное же действие разворачивается в 30-е годы XX века, где используются соответствующие реалии, которые и выдумывать не надо. На мой сугубо субъективный вкус, это писательское читерство.

    Что касается механики книги, то однозначно это самое сильное, что есть в ней. Из-за этих полубредовых событий, прерываемых одно другим, действительно возникает ощущение, как будто смотришь сон и не можешь выкарабкаться из паутины несостыковок и метафизических допущений. Это томное чувство неправильности реальности передается и читателю и подкрепляется сильными образами (например, в сценах, где Ранситер пытается достучаться до своих подчиненных).

    Основная интрига наверняка была революционной в 1969 году, но сейчас она не кажется ни удивительной, ни свежей, ни наталкивающей на онтологические размышления (все они были передуманы еще в 2010 году под Нолана). Наверное, проблема прежде всего во мне, эту книгу я прочитала слишком поздно. Впрочем, то же самое можно сказать и о героях, которые осознают происходящее с ними, только начиная истлевать.

    Ну и не могу не отметить метафорическую подоплеку произведения: злые и добрые силы проявляют себя в жизни людей. Одни верят в них, другие отрицают, но и те, и другие им подвластны. Противоборствующие силы используют символы (ну, собственно, отсюда растут ноги названия), которые становятся их внешними атрибутами в мире дольнем. Но по сути автор задается более глубоким вопросом - а не фикция ли это все? Не является ли человечество каким-то глобальным экспериментом существ более высокого порядка? Или весь мир вокруг нас - результат искусственно внушенных мыслей? Идея архисложная, но хотелось бы большего на нее упора в книге.

    5
    454