Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Flawed

Cecelia Ahern

  • Аватар пользователя
    Lorelin_Siren5 марта 2018 г.

    Либо черное, либо белое

    Почему такое вообще случается: читается за один вечер, без перерывов на еду и сон, а по итогу от прочитанного в голове не остается совершенно ничего для размышлений бессонными ночами?

    Я слышала когда-то про Сесилию Ахерн, в частности про её роман “PS Я люблю тебя”, но к чтению приступать категорически не хотелось, так как женские романы мне не особо интересны. И поэтому автора я воспринимала исключительно как писательницу, ориентированную на взрослую аудиторию женского пола. Предвзято, но всё-таки.

    "Клеймо" же удивляет - в первую очередь это антиутопия, что само по себе о многом говорит. Во вторую - young adult. Из смешения первого и второго получается очередное противостояние подростка жестоким злым взрослым, они же правительство.

    Сесилия Ахерн в своем романе создает перед нами этакую картину прекрасного общества, где нет места морально-этическим преступлениям, где человека можно запросто сделать изгоем, лишить всех человеческих прав. Судит всех и выносит приговор (Клеймо) Трибунал, они ж бдительно следят за соблюдением приговора, приставляя к каждому Заклейменному Стража. Человек, на котором стоит Клеймо, в обществе человеком уже не считается. Комендантский час, особая диета, сладости один раз в неделю, отдельные места в транспорте (не более двух мест на один автобус), запрет на встречу более двух Заклейменных в одном месте (это касается и очередей в магазинах, например, между двумя Заклейменными должен стоять один обычный человек) –нарушение правил грозит наказанием, от домашнего ареста до тюремного заключения.

    Главная героиня романа – Селестина – идеальная девочка, воспитанная на идеалах столь идеального общества. Слово “идеально” вообще очень часто встречается в романе, в частности его использует сама героиня по отношению к себе и своей жизни – идеальная репутация, идеальный парень, идеальный табель успеваемости, идеальная семья, идеальные друзья, идеальные соседи. В один не очень прекрасный день одну из соседей Селестины – ей учительницу музыки- арестовывают и Клеймят. Главная героиня начинает переосмысливать законы общества, в котором живет, собственные идеалы и в итоге совершает невероятную вещь – помогает Заклейменному. За что главный злодей приговаривает её сразу к шести Клеймам (законом предусмотрено пять, максимум до этого было три). И весь сюжет книги строится на одном единственном вопросе: “Как же главная героиня будет жить с таким позором в столь идеальном обществе?”. Спойлер – вполне хорошо.

    Основная мысль романа - "В мире не может быть и не должно быть категоричного деления на черное и белое ". В начале книги автор всеми силами показывает, что правила, устанавливаемые правительством, большинством, обществом, могут быть весьма условны, что у каждого должен быть свой моральный компас, что всегда надо поступать в соответствии с собственными представлениями о справедливости. И действительно, приблизительно первая четверть книги воспринимается остро, заставляет переживать за героиню.

    Но в дальнейшем какого-либо глобального развития мысль не получает. Героиня как была идеальной до клейма, так идеальной и остается, общество как было странным, ведомым, злобным (любое прилагательное по вкусу), так таким и остается. Белое и черное, во всей красе. Трибунал - абсолютные злодеи. Героиня – идеальное добро.

    Идея с социальной изоляцией хороша, но, видимо, совершенно неоригинальна (не могу судить точно, мне подобные романы попадаются крайне редко). И на словах эта самая “изоляция” действительно выглядит страшным наказанием, но когда дело касается главной героини – диета, состоящая из овощей и каши, ограничение сладкого в рационе, режим дня с предусмотренным подъемом и отбоем, физические нагрузки (всего два места в каждом автобусе, приходится на велосипеде или пешком) – создается ощущение, что общество старается продлить жизнь Заклейменным. Заклейменные работают вместе со всеми, учатся вместе со всеми, даже живут вместе со своей семьей или людьми, не имеющими Клейма. Я ожидала как минимум специальных районов, с колючей проволокой и собаками по периметру.

    Хотя наказание получилось как раз под стать главному злодею романа – судье Бруно. Первоначально он понравился мне больше всех, чем-то неуловимо напомнив Фролло из Собора Парижской Богоматери. Первое его появление шикарно - роман практически открывается фразой "не доверяйте тем, кто в чужом доме садится на место главы", а Бруно тут же его подтверждает (на самом деле любой пересказ выйдет сухим и безэмоциональным – это надо прочитать). С первых же мгновений он является для нас больше живым, даже чем его сын или идеальная главная героиня - он может быть и суровым судьей, которого боятся все окружающие, и пьяным неловким весельчаком, и домашним семьянином. Это интересно, ведь сразу очевидно, что именно он будет злодеем (потомок основателя Трибунала, нам буквально тычут этим в лицо на протяжении первых глав).

    Но главы идут, сюжет движется и что мы видим? Сумбурный (о, как же я люблю это слово) план по спасению главной героини, истерические припадки на суде, неадекватное решение поставить пять клейм и спонтанный приказ поставить шестое. Бруно из нормального человечного персонажа без каких-либо предпосылок (хотя вроде бы в сюжете это в некоторой степени оправдывалось предательством сына, произошедшим одновременно и даже немного позднее) превращается во что-то совершенно невыразительное. Из строгого судьи, следующего букве закона (а именно так он воспринимался мной в главе про арест соседки-учительницы), Бруно становится алчным и коварным персонажем, с невероятным влиянием на СМИ, с абсолютными связями везде и прочими атрибутами всемогущего зла.
    И отдельным минусом - мир. Не атмосфера романа, а именно “географическое” устройство. При чтении, особенно ближе к середине романа, возникает чувство замкнутого ограниченного пространства. В “Клейме” существует ограниченное количество локаций: здание суда на горе, где Трибунал судит и клеймит подозреваемых, три дома, где живут семья главной героини, Бруно с сыном и еще одна соседская семья, школа и еще парочка незначительных, вроде сарая. Приведу пример из сюжета – сын Бруно, парень главной героини, после её приговора бежит из дома и скрывается от отца. Бруно один из трех судей Трибунала, обладающий невероятной властью в пределах одной страны (как она называется-то хоть, интересно), бросает все ресурсы на поиски сына (спецслужбы, репортеры и так далее). Где же прячется Арт? Сбежал в другую страну? Переехал в другой город? Да нет, он прячется в соседском сарае. И по ночам выходит гулять, совершенно не скрываясь.

    Герои глупые и наивные. В романе невероятно много "подростковой влюбленности" - даже подобие любовного треугольника затесалось. В угоду сюжету, главную героиню из трудной ситуации всегда может спасти обаятельный красавчик. Героиня - это "пламя революции".
    И парадоксально, но роман читается на одном дыхании. И вторую часть я однажды тоже прочитаю.

    86
    6,2K