Рецензия на книгу
Циолковский
Михаил Арлазоров
Аноним26 февраля 2018 г.Жестокий рок поставил на судьбе Константина Циолковского печать одиночества. С девяти, пораженный глухотой будущий великий ученый и изобретатель был вынужден жить погруженным в мир собственных размышлений и не с кем ему было поделиться своими мыслями. Приходилось искать успокоение в учебниках по физике. Университетский курс физики профессора Петрушевского – одна из настольных книг Циолковского. Именно в ней Циолковский обнаружил «намеки на кинетическую теорию газов». И хотя профессор предлагал ее своим читателям «как сомнительную гипотезу», Циолковский увлекся. В 1881 году, оттолкнувшись от мыслей, вычитанных у Петрушевского, он энергично взялся за разработку этой теории. Разгадка тайн газов увлекла Константина Эдуардовича. Настойчиво и страстно разрабатывал он первую в своей жизни научную теорию, представившую его ученым того времени. Не обладая никакими вспомогательными средствами для проведения опытов, Циолковский сумел создать точную теоретическую базу, обосновывающую закономерности движения предметов в жидкой среде. Большие рыбы двигаются быстрее малых. Большие инфузории, что видно в микроскоп, двигаются скорее малых. Голубь быстрее воробья; орел быстрее голубя; воробей быстрее крылатого насекомого. Чтобы лодка двигалась с такой же скоростью, как и корабль, или чтобы малая рыба могла избегнуть преследования большой, необходимо при прочих неизменных обстоятельствах, чтобы как лодка, так и малая рыба имели более удлиненную форму, чем имеют корабль и большая рыба. Эта теория легла в основу инструкции поведения человеческого тела в условиях невесомости. Циолковский обогнал свое время на тридцать лет, сделав такое открытие. В рукописи «Механика подобно изменяемого организма» высказано еще одно важное положение. Циолковский не только еще раз подтвердил свою искреннюю веру в обитаемость других миров, но и попытался нащупать взаимосвязь между обликом этих неведомых существ и размерами планет. Чем меньше планета, тем больше ее обитатели – таков вывод Циолковского. Третье самостоятельное исследование, предпринятое в Боровске, – «Свободное пространство». Оно выглядит научным дневником первооткрывателя, совершающего смелое внеземное путешествие. Этот дневник, начатый в воскресенье 20 февраля 1883 года, велся до 12 апреля. 12 апреля! Мистика предсказания. Именно в ходе работы над вышеуказанными теориями Константин Эдуардович яростно ополчился на многие принципы дирижаблестроения, считавшиеся незыблемыми. Прежде всего он восстал против мягкой оболочки. Долой, долой этот прорезиненный мешок, наполненный легким газом! Столетов пригласил его в Физическое отделение Общества любителей естествознания, доложить о своем цельнометаллическом дирижабле. В потертом дешевом костюме, худой и бледный, стоял он в одной из аудиторий Политехнического музея. Циолковский не просто изобретает «Аэростат металлический управляемый». Он разрабатывает подобие автоматически действующего руля. Он придумал невиданный прибор – «регулятор устойчивого направления оси. Эта обязанность была возложена на небольшую дугообразную трубку с ртутью. Стоило аэростату чуть-чуть наклониться, как ртуть перемещалась и замыкала контакты. Мгновенно включался генератор электричества, работавший от мотора аэростата. Генератор приводил в действие насос, гнавший воду по длинной трубе, вдоль продольной оси воздушного корабля. Тяжесть воды выравнивала аэростат. И все это происходило само собой, без вмешательства человека. И право, он был ничуть не хуже первых автопилотов фирмы Сперри, появившихся в 1909-1913 годах. А ведь среди автопилотов долгое время именно они считались патриархами. Автомат Циолковского старше первенцев фирмы Сперри на пятнадцать-двадцать лет. Но печаль в том, что никому особо были не интересны его изобретения. Более того, тогда началась война Циолковского с VII отделом Русского технического общества. Война эта продолжалась в общей сложности около двенадцати лет. Не имея под рукой библиотеки, Циолковский разрабатывал одно техническое новшество за другим, но потом оказывалось, что патенты на похожие приборы уже были выданы другим изобретателям. Но он не сдавался. Циолковский на добрых три десятка лет обогнал современных ему ученых по весьма существенному вопросу. Он был первый, кто подметил роль «продолговатости пластинки» (сегодня мы называем эту величину удлинением крыла) в определении величины аэродинамической силы. Константин Эдуардович пришел к выводу: влияние «продолговатости» на величину аэродинамической силы очень велико. Самым обидным было то, что правительство упорно не замечало Циолковского. Но в тоже время не жалело денег на проекты всяких западных аферистов, типа шарлатана Шварца, которому благоволил сам военный министр России. И выделил деньги для постройки в Петербурге цельнометаллического аэростата Шварца. Как и следовало ожидать, Шварц, не имевший даже серьезно разработанного проекта, провалился. Аэростат его потерпел аварию. Оболочка деформировалась при наполнении, и газ пришлось выпустить в атмосферу. Сбежав из Петербурга в Германию, Шварц получил поддержку владельца алюминиевого завода. Обогащенный опытом, он строит новый экземпляр дирижабля. На этот раз (уже после смерти Шварца) дирижабль отрывается от земли. И хотя первый полет не принадлежал к числу удачных, отставной кавалерийский генерал граф Фердинанд Цеппелини, присутствовавший на аэродроме, поверил в будущность жесткого воздушного корабля. Цеппелини приобрел у вдовы Шварца патент, и вскоре один за другим появляются цеппелины -знаменитые немецкие дирижабли, просуществовавшие ни много ни мало до 1940 года. Снова гримасы судьбы. Циолковский с трудом находит спонсоров, издает книгу об аэростате. Но за целый год – с 21.V 1892 по 28.IV 1893 года – одна из солиднейших в России книготорговых фирм сумела продать всего лишь 13 экземпляров! Он продумал взлет и посадку. Предусмотрел «выдвигающиеся внизу корпуса» колеса (к слову сказать, колесного шасси не имел появившийся спустя полтора десятка лет самолет братьев Райт). Указал, что взлетать и садиться надо против ветра. Петербургские специалисты не обращают на новую работу ни малейшего внимания. Циолковский забыт. Забыт преднамеренно. Конфликт с техническим обществом усугубляется тем, что один из почетных членов этого общества выпускает книгу. Огромным тиражом. Под влиянием самого Менделеева господин Поморцев серьезно занялся метеорологией. Он использовал для научных наблюдений воздушные шары, совершив около сорока полетов. Когда книга вышла, в ней обнаружилась ошибка. Поморцев по рассеянности спутал в одном из расчетов: диаметр с радиусом. Пустяк, описка, но последствия ее оказались разительными. Логика Поморцева рухнула, как дом, из-под которого вытащили фундамент... Циолковский пишет разгромную статью в журнале. Поморцев буквально схватился за голову. Скорее собрать злополучные книги! Собрать и уничтожить! Но как ни спешил извозчик в ожидании богатых чаевых, скупить все книги Поморцев не успел. Сделало свое дело и письмо Циолковского. История приобрела нежелательную для VII отдела огласку. Циолковский продолжает свою работу. Вскарабкавшись на крышу, Циолковский подставляет ветру свои модели. Затем подсчитывает возникшее сопротивление и вычисляет аэродинамический коэффициент модели. Разумеется, точность первых аэродинамических экспериментов оставляла желать много лучшего. К тому же ветер часто менял направление и силу, осложняя исследования. Но даже грубые, далеко не совершенные опыты раскрыли глаза на многое. Самое главное – их результаты совпали с предварительными подсчетами. О, как обрадовался Циолковский! Поморцев и другие его противники считают сопротивление аэростатов громадным. Теперь их теоретические выводы разбиты, опыты показали, что сопротивление не так уж значительно, да к тому же чем быстрее летит аэростат, тем меньше коэффициент сопротивления… Но снова никого в России это не интересует. Зато у всех на устах имя немецкого математика и астронома Фридриха Гаусса. В то время на Марсе обнаружили ровные линии, загадочного происхождения. Предположили, что это каналы. Естественно, предположив, что Марс обитаем, что на нем живут разумные существа (а без них как же могла появиться система «каналов»?), люди задумались о том, как установить с марсианами связь. И тут, извлеченная из архива науки, снова заявила о себе идея изобразить на поверхности Земли геометрические фигуры. Пусть такие фигуры возвестят всей вселенной, что и на Земле владычествует разум. Автором идеи был Гаусс. Без тени иронии предлагал Гаусс изобразить на просторах Сибири грандиозный чертеж, подтверждающий правоту теоремы Пифагора. Гаусс полагал, что достаточно сообщить вселенной о равенстве суммы квадратов катетов квадрату гипотенузы, чтобы разумные существа на соседних планетах без промедления откликнулись на этот сигнал. Аналогичную мысль развивал и венский ученый Литтров. Он предлагал сделать площадкой для сигнализации Сахару и рекомендовал изображать гигантские чертежи-сигналы траншеями, наполненными водой. На эту воду нужно было налить керосин и поджечь его с таким расчетом, чтобы сигнал горел шесть часов. Но и здесь Циолковский обходит заморских профессоров. Он предложил подавать определенным образом чередующиеся сигналы при помощи зеркал. Прообраз радиоволн. Но никому не интересно… Раз за разом, техническое общество отвергает проекты Циолковского, ссылаясь на то, что к проекту Циолковский не приложил точный отчет с указанием проведенных опытов. То, что, проект рабочий – никого не волнует. Именно в этот период Константина Циолковского постигло горе – его сын покончил жизнь самоубийством. Одной из причин – неприятие обществом технических наук открытий отца… Работает над теорией ракетных двигателей. Но в один момент, в дом врываются с обыском жандармы. Обвинение – якобы дочь Циолковского террористка-бомбистка. В ходе обыска таинственным образом пропадают почти все чертежи и рукописи… Вся жизнь Константина Эдуардовича Циолковского – это борьба с судьбой. Он не делал тайны из своих открытий. И этим многие пользовались в свою пользу. Знаменитый Эйфель не был исключением в этом списке. В то время как дирижабль Шварца был военной тайной, о проекте Циолковского можно было прочесть даже в газетах. Отнюдь не секретным документом была книга Циолковского «Простое учение о воздушном корабле и способе его построения».
В книге еще очень много интересного. Рекомендую.5342