Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Обезьяна и сущность

Олдос Хаксли

  • Аватар пользователя
    DracaenaDraco17 февраля 2018 г.

    Хаксли, или эстетика отвратительного

    Трагедия - это фарс, вызывающий у нас сочувствие, фарс - трагедия, которая происходит не с нами.

    С Хаксли у меня довольно сложные взаимоотношения; при том, что антиутопия — один из моих любимых жанров, подступиться к этому писателю я не могу уже несколько лет. Начинала читать «О дивный новый мир» уже раза два или три, но всё никак. Было решено зайти с другой стороны.

    «Обезьяна и сущность» (1948) — тоже одна из известных антиутопий Хаксли. Структура книги довольно примечательна, по сути это роман в романе: два персонажа находят киносценарий некоего Уильяма Тэллиса «Обезьяна и сущность», знакомятся с биографией недавно умершего писателя, после чего читателю представляют на суд содержание самого киносценария, выстраиваемого по законам кино, с авторскими ремарками и закадровым текстом. Перед нами мир будущего после ядерной войны. Главный герой, доктор Пул, учёный-ботаник, попадает в плен к людям, пережившим катастрофу. В их обществе всем заправляет вождь и Церковь, поклоняющаяся Велиалу (дьяволу). Быт этих дикарей максимально убог, вандализм и террор их единственный род деятельности. Люди этого мира не имеют индивидуальности и свободы выбора, не имеют права на привязанности, а продолжение рода поддерживают чудовищные оргии — перед нами общество, лишённое свободы во всех возможных проявлениях. Самое страшное, что община эта и не пытается выбраться из кризиса, потому что это неугодно Велиалу, да и такая жизнь в их понимании — разумный и единственно возможный итог краха цивилизации. Кризис ценностей, утрата веры в разум и добродетель, разрушение культурного потенциала и наследия — именно это привело к подобному финалу. По мысли Хаксли, и наше общество в процессе этого пути.

    Естественно, вычитываемая параллель с реальностью, предостережение современникам и потомкам — всё это звучит остро. В романе вычитывается довольно объемный (при относительно невеликом размере самого текста) культурный пласт аллюзий (и прямо упоминаемых имён и событий), которые помогают стереть грань между миром вымышленным и настоящим, порождая гротескное и чудовищное отражение возможного будущего — и это пробирает. В целом, знакомиться с этим миром было даже интересно, но вот меня весь процесс чтения не отпускало чувство брезгливости — зашкаливающее и перечёркивающее все остальные впечатления и эмоции. Не знаю, может оно так и задумывалось, но после прочтения хотелось книгу сжечь и вымыть, фигурально выражаясь, руки. Странный, в общем, этот Хаксли. Очень на любителя, как по мне.

    16
    681