Рецензия на книгу
Карьера Ругонов. Добыча
Эмиль Золя
Аноним13 февраля 2018 г.Все началось с Аделаиды…
Стопроцентная классическая литература… Тяжеловесная, образная, смысловая с мощной социальной проблематикой. Это именно то чтение, из-за которого классику могут понять и принять далеко не все – слишком уж многословно пишет автор, слишком глубоко погружает читателя в драматизм задуманного сюжета.
Быстро проглотить не получиться, только медленно, вдумчиво, смакуя… Только при таком темпе чтения можно проникнуться и получить удовольствие. В противном случае мозги начинают закипать уже на первых десятках страниц, категорически отказываясь поглощать столь цветистую и объемную образность.
В своем двадцатитомном цикле «Ругон-Маккары», следуя из романа в роман за разросшимся семейством ущербной Аделаиды Фук, автор пытается показать влияние генеалогии на характер и внешность ее потомства, а также раскрывает все пороки и недостатки социального общества середины-конца XIX века.
«Карьера Ругонов» - это самые истоки семьи, первые попытки ее старших представителей вырваться из небытия, подняться в жизни на более высокую ступень. И в мутной реке государственного переворота 1851 года люди, у которых жизненные ценности – это власть и богатство, и нет никаких моральных преград и принципов, максимально используют все шансы достигнуть своей цели. В противопоставлении им показаны персонажи, для которых доброта, честь и совесть не пустой звук, которые уже одним своим восприятием действительности обречены быть жертвой.
Роман получился очень трагичный, острый и яркий. Правда, могучая образность сильно подавляла событийную часть сюжета. Иногда казалось, что многословные описания - это и есть сам роман, а происходящее служит всего лишь антуражем для красочного славословия автора. Но как же ярко описаны эти образы, как красочны сравнения, как осязаема атмосфера… Сочно и зрелищно настолько, что иногда даже перебор.
В «Добыче» представители ветви Ругонов продолжают пониматься по социальной лестнице, используя огромные возможности системы управления времен императора Наполеона III и не брезгуя при этом никакими методами. И снова автор дарит нам невероятно интересных персонажей, снова раскрывает во всей своей отвратительной наготе порочную суть многих общественных проявлений. И снова безумная феерия образов и описаний захватывает в плен настолько, что начинаешь слышать звуки, ощущать ароматы и чувствовать случайные прикосновения персонажей.
В целом, конечно, чтение очень сильное и острое, и отдохнуть с ним не получится, слишком уж велик драматизм и глубина этих произведений.653K