Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Облачный атлас

Дэвид Митчелл

  • Аватар пользователя
    Аноним5 февраля 2018 г.

    Вроде без особых спойлеров, но если не читали ещё книгу, то пеняйте на себя, если я вам что-то испорчу :D

    Облачный атлас – книга-симфония, если выражаться цитатой из книги, - «секстет накладывающихся соло»: фортепьяно, кларнет, виолончель, флейта, гобой и скрипка, причём у каждого инструмента свой язык — своя тональность, гамма и тембр. Сначала каждое соло прерывается последующим, а потом всё то, что было прервано, возобновляется по окончании предыдущего, в обратном порядке. Таков порядок историй в книге.

    Шесть практически никак не связанных историй, если не считать рудимент из индийских фильмов в виде родинки-кометы. Шесть разных людей, рассказывающих свою историю, объединенных лишь тем, что живут в одном и том же мире. Шесть музыкальных инструментов, объединенных лишь тем, что являются частями одной и той же музыкальной композиции.

    Чуть позже становится ясно, что это замыкающаяся в себе цепочка историй в историях. История нотариуса, путешествующего на корабле, оказывается книгой, которую читает композитор, его письма какое-то время спустя читает журналистка, жизнь которой – сценарий, который читает издатель, фильм о жизни которого смотрит азиатская девушка-клон, чья жизнь – это легенда народа, влачащего существование после смерти цивилизации.

    Не все истории книги одинаково интересны, некоторые откровенно затянуты, порой читать становилось невыносимо скучно. В середине и ближе к концу книги появляется ощущение, что вот-вот будет тебе ниспослано какое-то откровение, откроется что-то недосказанное с глубин, но этого не происходит. Приходится додумывать самому. Это оставляет чувство какой-то недоудовлетворённости.

    Если копнуть поглубже, можно подумать, что книга даёт понять, что вообще мы все являемся нотами одного и того же нотного стана. Мы продолжение друг друга. В мире важно как прошлое, так и настоящее, так и связанное с ними будущее. В романе вообще очень много философии на тему значения жизни, причём не только жизни в целом, а также значения отдельных мелких жизней: жизней рабов, людей из мелких племён, жизнь клонов, жизнь отдельного учёного (смерть которого хотели замять и забыть). Ведь жизнь какого-то не примечательного для других человека может оказать влияние на другую жизнь и так по цепочке. Все мы части одного гигантского пазла.

    Кстати, кусочки музыки сквозят по всему роману. Какофония звуков на корабле среди моря, расходящаяся пара делит пластинки, Сонми (сон – звук, ми – нота), Папа Сонг (песня). Автор хорошо проработал кусочки мозаики тут и там. И чем больше начинаешь смаковать все эти мелочи и открывать для себя новые мысли, почерпнутые в книге, тем больше забываешь, как скучно порой было читать и уже просто становится неприлично ставить роману низкую оценку, ведь он нашёл отзвук в душе, заставил нейроны зазвенеть. Очень долго металась между оценками 7 и 8. Всё-таки 7. Не хватило мне увлекательности большинства историй.

    P.S.: ИМХО, реинкарнация – притянутая за уши версия не столько, наверное, читателей, сколько зрителей, смотревших фильм, в котором одни актёры в разные эпохи играют разные роли.

    P.P.S.: Я бы прочитала полноценную антиутопию Нео Сеула!

    10
    385