Рецензия на книгу
Стража! Стража!
Терри Пратчетт
Аноним4 февраля 2018 г.Терри Пратчетт - мой идеальный автор
Это Плоский мир, мир в себе и зеркало всех прочих миров, – он рассекает пространство, покоясь на спинах четырех гигантских слонов, которые стоят на спине Великого А'Туина, Небесной Черепахи. С Края этого мира океан бесконечно изливает свои воды во вселенскую ночь. А из его Пупа возносится ввысь десятимильный пик Кори Челести, на чьей поблескивающей вершине боги играют в игры с судьбами людей…
…Всегда полезно знать, каковы правила и кто игроки.В рецензии (с позволения сказать) есть много всего другого, а также много всего остального, в том числе спойлеры.
Продолжительное время я искала для себя замечательного фэнтезийного автора: не такого, с которым хочется спорить, не такого, который раздражает, не такого, у которого понравился 1-2 персонажа, а в целом ничего. А такого, с которым приятно, уютно, весело, но вместе с тем не приторно, с которым, читая книгу, ты словно говоришь, к которому прислушиваешься. И вот Терри Пратчетт стал для меня именно таким автором.
Почему Пратчетт?
Творчество Пратчетта - это добрый и добротный стёб над фэнтези, это новый вид повествования фэнтезийных историй.
Он высмеивает героев.
«Так не бывает, – проносились в его голове безумные мысли. – Герой всегда разделывает чудовище под орех и всегда появляется в самый последний момент. Только, наверное, этот последний момент прошел пять минут назад.
Да и не герой я вовсе. Я в плохой форме, и мне надо бы промочить горло, а зарплата моя – пара долларов в месяц, не считая плюмажных. Это не заработок героя. Герои грабастают королевства и принцесс, регулярно делают физические упражнения, а когда улыбаются, то солнечный луч играет у них на зубах и загорается звездочкой – дзынь! Сволочи они, эти герои».Это только одна цитата, отражающая такую суть вещей в Плоском мире, но это одна из основных идей всего творчества Пратчетта.
Он не делит мир на чёрное и белое, и, о! как изысканно он это делает
Он высмеивает избранных и пророчества
Конечно, было бы здорово, если бы все так и произошло, но сам представь, как он к нам явится, этот самый король? Этакий Пятый Всадник Абокралипсиса с Законом и Справедливостью позади. Привет всем, – пропищал он, – я король, а вот это, на лошади, Справедливость. Принимайте меня, а то моя коняка уже замучилась нас тащить. Не слишком похоже на правду, а? Нет, старым легендам верить нельзя.По сути, всё современное фэнтези так или иначе опирается на Толкина: будь то калька или спор с Толкиным. "Поттерианна" - калька с "Властелина Колец", "Песнь льда и огня" - спор. Но всё равно, если бы не Толкин, не с чем было бы спорить. Да и то, вот у Мартина разве так уж отличается идея от "Властелина Колец?" Пфф... "Если описывать "ПЛиО" одним словом, то это будет слово власть. Власть и то, как распоряжаются ею те, в чьи руки она попала" (Дж. Мартин). А как у нас, простите, называется главное произведение Толкина? "Властелин..." А, ну всё понятно. И опять избранные, опять "отбрыски", которые годами ходят по пустыне в изгнании, волшебные мечи, пророчества и прочее. Только мы подбавим горку трупов, щепотку (много щепоток) пыток и зальём соусом из блевотины разных оттенков (последнее очень важно, ведь без этого мы не сможем представить себе этот мир), а потом притворимся, что создали нечто принципиально новое.
Отбрыски, вот как их называют. Они столетиями скрываются в пустынях, передавая из поколения в поколение волшебный меч и родимое пятно. И как раз в тот момент, когда старое королевство не может без них обойтись, они появляются – тут как тут – и отрубают головы всем узурпаторам, по случаю оказавшимся поблизости. ("Стража! Стража!", Терри Пратчетт)Он высмеивает средневековье в фэнтези
Жен пруд пруди, рубят головы почем зря, затевают бессмысленные войны, едят с ножа, швыряют через плечо недоеденные куриные ноги и все такое прочее. Это не мой тип мужчин.Серые персонажи
Завсегдатаи "Барабана" представляли собой типичное сборище героев, головорезов, наемников, сорвиголов и негодяев, и лишь очень, очень внимательный наблюдатель смог бы определить, кто здесь к какой категории относится.Потрясающий язык
Живешь-живешь, а кончается все тем, что превращаешься во что-то вроде сливок в чашке кофе, и какая-то сила размешивает тебя, затягивает вглубь, пока не останется и следа.
Ваймс мрачно вышагивал по запруженным толпой улицам, чувствуя себя маринованной луковицей во фруктовом салате.Терри Пратчетт - это всегда хорошее настроение, даже когда он говорит о плохом
Воунз выглядел так, как будто не спал как минимум несколько лет. Лицо у него было цвета прокисшей кухонной тряпки. Он никогда не отличался упитанностью, теперь же и вовсе напоминал нечто, извлеченное из пирамиды.Не берусь говорить о мировоззрении самого Терри Пратчетта - это всё-таки не вполне корректно. Скажу о том, как его вижу я. Я бы назвала его оптимистический скептицизм. Можно идеализировать фэнтези и жизнь, можно, читая Мартина, "серьёзно" хмурить брови и говорить: "Это всё про нашу жизнь". Творчество Пратчетта - это золотая середина между идеализированностью и крайним пессимизмом: это как будто "я вижу все несовершенства мира, я не питаю на этот счёт иллюзий, но я просто... смеюсь над этим".
А ещё творчество Пратчетта мне напоминает то, о чём писал Дж. Оруэлл в "1984":
Если ты в меньшинстве и даже в единственном числе, - это не значит, что ты безумец.
И до тех пор пока ты чувствуешь, как важно оставаться человеком, хотя это ничего не изменит в итоге, ты — победитель.Потому что творчество Пратчетта - это ещё и протест. Протест против шаблонов и стереотипов, застоявшихся как в фэнтези-литературе, так и в головах читателей и целого мира вообще (пафосно, да).
Почему именно "Стража! Стража!"
возвращаясь к предыдущей теме, что общего способность убивать драконов имеет со способностью править королевством?
Но меч его сверкал от души. С этим было не поспорить.Ко всему прочему, здесь высмеивается актуальная сейчас драконья тема
– Не будь таким бездушным, капитан, – сказал он. – Когда в город, находящийся под гнетом дракона, приходит чужеземец и своим сверкающим мечом бросает чудищу вызов, результат тут может быть только один. Наверное, тут замешано предназначение.
– И это ты говоришь о каком-то гнете? – заорал Ваймс. – Ах ты торгаш, еще вчера ты толкал на улице плюшевых игрушечных дракончиков!Карлик в фэнтези - это вовсе не ново и неинтересно (нет, я ни на что и ни на кого не намекаю), а вот человек, которого вырастили гномы и который задаётся вопросом: "Почему же я не такой, как все? Почему я такой высокий?" - вот это ново!
Лорд Витинари
Конечно, он есть не только в произведении "Стража! Стража!". Он присутствует во многих произведениях Пратчетта. Но здесь он особенно хорош. Как же он по-своему, по-витинарски мудр. Однозначно, патриций Анк-Морпорка стал одним из моих любимых персонажей.
Мне кажется, жизнь для тебя так трудна, потому что ты считаешь, что есть хорошие люди и есть плохие люди. Но ты, разумеется, заблуждаешься.
Там, внизу, – продолжал он, – живут люди, которые последуют за любым драконом, поклонятся любому богу, проигнорируют любое беззаконие. Из какой-то своей тоскливой, скучной, бытовой плохости. Я говорю не о творческой, высокой мерзости великих грешников, а о ширпотребе душевного мрака. О, так сказать, грехе, лишенном всякого намека на оригинальность. Они принимают зло не потому, что говорят «да», а потому, что не говорят «нет».
Видишь ли, единственное, что хорошо получается у хороших людей, – это ниспровергать плохих. Нельзя не признать, в этом вы специалисты. Сегодня звонят во все колокола и сбрасывают с трона злого тирана, а назавтра кто-то уже сидит и жалуется, что теперь, после того как сбросили тирана, никто не выносит мусор.Не последнюю роль здесь сыграло также то, что лорда Витинари играл Чарльз Денс.
Чем-то он мне даже напоминает иногда Тайвина Ланнистера (хотя персонажи очень разные): своей сдержанностью, умением всё спланировать и организовать.
Потому что плохие люди умеют ПЛАНИРОВАТЬ. Это, можно сказать, неотъемлемое их свойство. У любого злого тирана есть план, как управлять миром. А хорошим людям, похоже, этим мастерством никогда не овладеть.151,3K