Рецензия на книгу
The Ocean at the End of the Lane
Neil Gaiman
Аноним4 февраля 2018 г.Это уже вторая моя книга Нила Геймана (хотя хронологически она все же первая). Пока автор вызывает противоречивые чувства. Мистицизм меня как-то не завораживает, да и сам выбор сюжетов не близок. Но хочу еще как минимум познакомиться со «Звездной пылью» и «Коралиной». Пока же тезисно накидаю свои мысли по поводу «Океана в конце дороги».
Если рассматривать историю как ужастик с монстрами, то здесь не хватает накала и мрачности. Монстры отступают на второй план перед действиями людей. Пожалуй, самой сильной стала сцена, когда отец главного героя топил сына в холодной ванне. Вот он этой немотивированной жестокости действительно бросает в дрожь. А все эти тряпичные псевдоняни и птицы-мутанты лично на меня не произвели никакого впечатления. Вообще, эта часть — самая слабая в книге.
Больше всего мне понравилось наблюдение за переживаниями мальчика. Автору удалось очень точно прочувствовать внутреннее состояние ребенка, который сталкивается с чем-то непосильным, с миром взрослых, которые имеют над ним власть. Все эти его эмоции по поводу Урсулы Монктон показывают, насколько страшно для детей разрушение привычного им мира. Вот родители были вместе, были счастливы, а потом появляется такая симпатичная няня, которую папа тискает по углам… Так что здесь, мне кажется, Нил Гейман заложил и определенную аллегорию. Ведь говорят же, что дети очень часто придумывают себе внешнего «врага», чтобы объяснить реальные проблемы в жизни.
Некоторые реакции главного героя вызывают умиление. Например, когда угоняют родительскую машину, все внимание ребенка направлено на украденные вместе с ней комиксы по супергероев. Казалось бы, малюсенькая деталь в книге, но именно такие детали придали ей достоверности.
Напоследок хочу обсудить самую спорную часть произведения — ее религиозную составляющую. Может быть, только мне одной кажется, что Гейман замахнулся на Новый Завет?! Тут вам и единственный взрослый в мире неразумных детей (старая миссис Хэмпсток), и ребенок, который жертвует собой ради жизни человека. Гейман здесь даже задумывается, почему такая жертва была сделана и каково отношение к ней у человека. Ведь люди чертовски не любят чувствовать себя обязанными кому бы то ни было, да и виноватыми тоже. Нет, мне определенно кажется, что автор раздумывал над этой проблематикой, но только зачем она здесь? Как-то этот последний момент меня вогнал в ступор… Но, возможно, это стиль автора такой: смешение популярных жанров и философской проблематики. И, кстати, чтобы убедиться, что религиозный подтекст мне не мерещится, после прослушивания аудиокниги я решила еще и прочитать ее в электронном варианте. Мой совет - слушайте аудиокнигу, она намного лучше и приятнее заходит.
4156