Рецензия на книгу
HHhH
Лоран Бине
Аноним3 февраля 2018 г.Это потрясающий документально-исторический роман в духе журналистского расследования. Книга подробно рассказывает о покушении на Гейдриха в Праге в 1942 году. Несмотря на то, что в романе много сносок — это не напрягает, а наоборот заставляет искать все больше информации, обогащая багаж знаний. Читая книгу, постоянно заглядывала в Википедию, чтобы почерпнуть новую информацию. Эта та книга, прочитав которую, хочется все больше знать о реальных событиях и людях, раскрытых в романе. Смотреть фильмы, читать книги, искать статьи по теме. Ее невозможно просто прочитать, положить и забыть.
Лоран Бине старается показать, что происходило в 30-40-х годах ХХ века в Берлине, Лондоне, упоминает о своей родине, Франции, рассказывает о чешском движении "Сопротивление". В некоторых главах описаны трагические события в Киеве - Бабий Яр и Матч Смерти. Главные действия разворачиваются в Праге, где проходила операция "Антропоид".
Автор дает максимально полный портрет Гейдриха, одного из деятелей нацистской Германии, инициатора "окончательного решение еврейского вопроса". Наверное, максимально точно описывает Гейдриха присказка: Мозг Гиммлера зовется Гейдрихом (HHhH).
Вторая часть книги посвящена непосредственно покушению, совершенное Габчиком и Кубишом. Проспойлерить роман сложно, так как все события реальны и известны, да и сам Лоран Бене на протяжении всего повествования периодически упоминает о концовке. Несмотря на это, все равно ждешь чуда.
История об операции "Антропоид" у меня ранее отложилась в памяти в виде одного спора (кто его вел не вспомню): стоило ли ее проводить? Тут можно размышлять долго, но история не имеет сослагательного наклонения, а жестокость нацистского режима проявилась еще за долго до этих событий. "История - История с прописной буквы - единственное, что подходит под определение истинной неизбежности: ее можно сколько угодно перечитывать и трактовать, но ее не перепишешь".
Это масштабная работа, которая не выглядит материалом из учебника. Автор добавляет свои мысли, эмоции, но это даже является плюсом, ведь они часто вынесены за рамки линии повествования.
"Моя история подходит к концу, и я чувствую внутри себя вакуум, я не просто устал, вымотан, опустошен – я абсолютно пуст".
"Те, кто им помогал, прямо или через кого-то, не так известны, и я, изнуренный беспорядочными усилиями воздать должное каждому из них, страдаю, чувствуя свою вину перед сотнями, тысячами людей, которым позволил умереть безымянными, но мне хочется думать, что люди продолжают жить, даже если о них не говорят".2520