Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Декамерон

Дж. Боккаччо

  • Аватар пользователя
    DaryaEzhova31 января 2018 г.

    Вселенная - утверждают некоторые - всё слышит. Стоит только правильно сформулировать свой запрос и обязательно получишь ответ. Попросишь так, к примеру, "что-нибудь художественное про Скалигеров" и нате вам пожалуйста двух лет не прошло


    Как по всему свету гласит славная молва, мессер Кане делла Скала, которому счастье благоприятствовало во многом, был одним из самых замечательных и щедрых властителей, какие только известны были в Италии от времен императора Фридриха II и по сю пору.

    Правда, о том, что я получу ещё 99 новелл в довесок, Вселенная не предупредила. Отчасти поэтому я и не люблю всякую там нумерологию и прочую эзотерику - нельзя взять элементарное число с потолка, надо привязаться к особенным 3, 7, туз суммировать да возвести в квадрат. Еще больше я не люблю, когда нумерологией руководствуются писатели, так как написанное для количества редко отличается качеством. Не секрет, что Боккаччо часть сюжетов честно потырил у других авторов. А мне вообще представляется, что у него был специальный конструктор для новелл, типа такого:

    Кубик первый, основание, на котором строится остальной сюжет - желание. Влюбленные желают утолить свою страсть, незадачливый художник ищет способ разбогатеть, а жена некоего маркиза (внезапно) уберечь свою честь от посягательств короля.

    Кубик второй - противодействие. Чаще всего в качестве противовеса желанию выступают родители, ревнивый супруг или другие родственники, а также духовенство. В процессе непродолжительной борьбы и душевных метаний та или другая сила берет верх.

    Кубики помельче, для декора. Города из набора: Рим, Флоренция, Сиэна, Неаполь, Имола и другие. Второстепенные персонажи: монахи, стража, взяточник-судья, верный слуга. Внешние силы: море, разбойники, волшебство, сокровища, охота, вернуть ступку соседке блин не туда записал хотя...

    Кубик последний, венчающий рассказ - жили долго и наслаждались друг другом. Или нет.

    И всё? - спросите вы. Не спросите, но я отвечу: нет, есть общая канва о том, как десять человек рассказывали друг другу истории. И к ней у меня тоже есть претензии. Задать тему дня было отличной идеей, которую Боккаччо не реализовал полностью, оставив два свободных дня и дав Дионео привилегию. Хотя последнее, возможно, дань реализму - в любой компании найдется человек, который упрямо травит какие-то свои байки, не обращая внимания на разговоры остальных. И последний камушек, потом начну хвалить - канцоны, завершающие день. То ли я не чуткая, то ли социокультурный багаж флорентийца 14 века значительно отличается от моего, но как связаны канцоны с предыдущими новеллами, уловить не удалось. По этой же причине не запомнилось ни одной стихотворной строчки.

    Но я обещала найти ложку меда. В целом новеллы не так уж плохи, даже забавны, для способных отличить гвельфов от гибеллинов наверняка найдутся интересные исторические детали. И что мне ещё импонирует, несмотря на печальные концовки отдельных рассказов, Декамерон - это гимн света (радости, любви, жизни), написанный для победы над тьмой (гибелью, ханжеством, лицемерием). Впрочем, для того, чтобы это понять и сокращенного варианта достаточно. Если, конечно, Вселенная не возражает.

    9
    525