Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Good Omens: The Nice and Accurate Prophecies of Agnes Nutter, Witch

Нил Гейман, Терри Пратчетт

  • Аватар пользователя
    Аноним24 января 2018 г.

    Когда "философский" не значит "скучный".

    "...то, что написано, всегда можно вычеркнуть" (с) Адам Янг.

    А хорошо у меня литературный год начался. Пратчетт, Желязны, теперь вот Пратчетт с Гейманом...

    Совместное детище двух английских мэтров весьма порадовало. Насколько мне известно, "Знамения" задумывались как пародия на знаменитый фильм "Омен". Однако результат гораздо превзошел замысел.

    Перед нами масштабная, многогранная и многоуровневая композиция. Излюбленные постмодернистские приемы – заимствования, игра со смыслами, встраивания старых образов в новый контекст – здесь создают яркое и увлекательное полотно, к тому же щедро сдобренное изысканным английским юмором.

    Тут вам и демон, разъезжающий на "бентли", и ангел, коллекционирующий раритетные книги, и отчеты о проделанной работе "божественному" и "дьявольскому" начальству. Наконец само начальство, погрязшее в бюрократическом хаосе. Уморительная картина!

    Точнее могла бы быть уморительной.

    На деле же ситуация в книге ну никак не благостная. Мир там находится на пороге конца света, а человечество оказывается между адом и раем как между молотом и наковальней. Высшие силы показаны авторами одинаково чуждыми людям. Бог и дьявол играют в свою игру полностью игнорируя интересы смертных. Более того, сама игра кажется все более бессмысленной и абсурдной.

    На фоне этого Кроули и Азирафель начинают восприниматься как почти Гашековские персонажи – этакие "маленькие люди", против воли втянутые в чужие кровавые разборки. "Божественный замысел" в подобном исполнении начинает превращается в жестокую и безжалостную силу, давящую любые проявления личностной свободы.

    А теме свободы и примыкающей к ней теме выбора в романе уделено много внимания. Ключевой образ в этом аспекте - Адам. Существо, над которым с рождения нависла масса предначертаний и предназначений, внезапно проявляет свою собственную волю и с детской непосредственностью декларирует идею, которую смело можно назвать квинтэсенцией гуманизма. "То, что написано, всегда можно вычеркнуть!". К черту законы, если они мешают жить. Законы должны служить человеку, но никак не наоборот.

    Только за этот посыл книгу стоит прочесть.

    Однако вышеперечисленным роман не исчерпывается! Кроме размышлений о выборе и свободе, читатель найдет здесь и сатиру на общество потребления, и высмеивание человеческой глупости, и подколки в адрес массовой культуры. Множество событий, героев и сюжетных линий не дадут заскучать ни на секунду.

    В целом перед нами отличная, остроумная, веселая и немного философская книга.
    Фентези высочайшего класса.

    10
    493