Рецензия на книгу
Judas
Amos Oz
Esdra20 января 2018 г.Апология предательства или тоска по любви?
Образ Иуды – один из самых устоявшихся и популярных в литературе. Он уже давно ушел от персонификации в область метафоры, то есть он принял уже символическое значение, погружая нас в мир идей того или иного автора. Вообще прошлое столетие стало временем переоценки духовных и нравственных идей благодаря переживаемым глобальным кризисам, социально-политическим сдвигам, революциям и двум мировым войнам. В век нравственных катастроф, массового уничтожения людей, обесценивания человеческой жизни пересматривались все самые важные темы бытия: любовь, верность, предательство, смысл жизни, вера.
Именно этим и обусловлена переоценка роли личности Иуды в литературе XX века. Из периферийного образа опереточного злодея он стал превращаться в антигероя, а то и вообще в оболганного и непонятого Прометея.
Таким его видел русский писатель Леонид Андреев в своей повести «Иуда Искариот». Именно он одним из первых выдвинул на главную роль нового героя. Проза Андреева очень точно и страшно рисует, словно в анатомическом театре, процесс перелома духовной жизни и кризиса веры. Меняется, прежде всего, взгляд на библейского Христа, из Мессии и Божьего Сына Он превращается в мятущегося и сомневающегося проповедника справедливости и любви. Самое интересное, что именно такого Иисуса мы видим в начале века и в русской живописи. Например, таким предстает Спаситель перед нами на картине Ивана Крамского «Христос в пустыне».
И вот тогда на сцену выходит иной Иуда. В повести Леонида Андреева он выделяется на фоне других учеников даже внешне. Андреев наделяет его страшной, противоречивой внешностью, навеянной скорее средневековыми представлениями о демонических силах, нежели об ученике Мессии. В герое сочетается мертвое и живое.
Темная сторона андреевского Иуды – это притворное спокойствие, которое чаще всего проявлялось при общении с учениками, а «светлая» – это искренняя любовь к Иисусу. Иуда искренне верил в свою правоту и избранность, а главное, он стремился к своей цели любыми средствами – предательство и стало способом приближения к Мессии. Кроме того, Иуда несколько раз «спасал» Христа от расправы толпы, проявляя воинственность. То есть Иуда, по сути, становится единственным учеником, который выполняет «задание» Христа предать Его, чтобы совершить свою миссию. И Иуда несет этот тяжкий «крест».
Амос Оз представляет хоть и близкую, но несколько иную трактовку образа Иуды. Израильский писатель представляет Иуду первым и «единственным» христианином, который подталкивает сомневающегося Христа к Его миссии, а потом переживает крах от разочарования, когда видит смерть Спасителя на кресте. Так зачем же читать этот роман? Особенно стоит ли читать его аудитории религиозной и консервативной?
А зачем мы вообще читаем книги? Чтобы что-то узнать? Получить информацию? Вооружиться знанием?
Не ищите библейского Иисуса в романе «Иуда» – Его там нет. Скажу вам по секрету: реального Христа вообще нет в художественной литературе, Он обитает в иных местах.
Художественный текст – это всегда рефлексия, очень субъективная и личная. И это прекрасно. И в этом главная заслуга и роль художественной литературы. Мы общаемся друг с другом даже тогда, когда наши взгляды не сходятся. Мы спорим, пытаемся убедить друг друга, выходим из себя и… тем самым отвечаем самим себе на самые сложные и конфликтные вопросы, от которых предпочитали бы в иных ситуациях убежать. Художественный текст не дает нам такой возможности. Он ставит нас перед этими «проклятыми» вопросами лицом к лицу.
Но не образ Иуды самая важная тема в романе Амоса Оза. Писатель довольно честно предупреждает читателя в самом начале: «Вот рассказ из дней зимы тысяча девятьсот пятьдесят девятого года – начала года шестидесятого. Есть в этом рассказе заблуждение и желание, есть безответная любовь и есть некий религиозный вопрос, оставшийся здесь без ответа». И здесь нужно отметить мастерство повествователя. Язык Оза очень поэтичный, полный метких метафор, точных описаний и ярких диалогов. Вообще это роман идей, очень близкий по духу в литературе Достоевского и Манна.
Начнем с того, что героями романа являются три человека. Нескладный, вечный подросток Шмуэль Аш, потерявший финансовую поддержку своего отца и поэтому вынужденный прервать свое обучение в университете. Он случайно набредает на объявление о работе в доме, став собеседником для пожилого инвалида: «Холостой студент гуманитарного факультета, чуткий собеседник, имеющий склонность к истории, может получить бесплатное жилье и скромную месячную оплату, если согласится каждый вечер в течение пяти часов составлять компанию инвалиду семидесяти лет, человеку просвещенному, обладающему широким образованием».
Вот так в одном небольшом, полном грусти и трагических воспоминаний доме в иерусалимском квартале Шаарей Хесед собираются три одиноких и надломленных человека: инфантильный вечный студент Шмуэль Аш, полная горечи и разочарования Аталия Абрабанель и бывший учитель истории Гершом Валд, потерявший на войне своего единственного сына Миху и живущий теперь с невесткой.
Это действительно сложный роман с несколькими линиями повествования. Здесь новозаветный предатель Иуда превращается в Шалтиэля Абрабанеля, отца героини, которого объявили предателем страны и заставили уйти в отставку из-за того, что он выступил против создания государства Израиль, став в оппозицию Давиду Бен-Гуриону. Тем самым писатель выворачивает наизнанку тему предательства. Всегда ли мы правильно оцениваем действия людей, навешивая на них ярлыки? Действительно ли человек предал, если он выступает против большинства и отстаивает свое право на точку зрения? На эти вопросы автор предлагает читателям самим найти ответы.
Конечно же, главным героем романа является Иерусалим, собравший своих, таких непохожих и разных, детей под крыло. Иерусалим, избивающий пророков, по горам которого текла человеческая кровь, и все же вечно молодой и прекрасный город. И смерть сына Валда, Михи, на горах Иерусалима становится жертвоприношением Исаака. Только это человеческая жертва, которая сломала жизнь его отцу и жене. Аталия после смерти мужа уже не может довериться мужчинам, без конца меняя их, словно так она сможет сбежать от своей боли.
В иерусалимском доме собрались три сломленных человека. Шмуэль понимает, что он не зря попал сюда. Работа об Иисусе глазами евреев, которую он писал в университете, застопорилась. Социалистический кружок, в который он ходил, распался, а любимая девушка ушла от него и вышла замуж за другого. Три одиноких человека много говорят друг с другом, спорят, не соглашаются, пытаются друг друга переубедить. И случаются чудо. То самое, которое мы в обычной жизни не замечаем. Они начинают сближаться. На исходе зимы прорастают еще очень хрупкие, ранимые и маленькие побеги настоящей любви.
Если бы меня спросили, о чем роман «Иуда», то я ответил бы, что он о любви. О любви, которая прорастает через драмы, боль, страх, отчуждение, одиночество. Она далека от красивых слов и даже от красивых поступков. Но она проявляется в том, что все мы, понимая или не понимая этого, оказываем влияние друг на друга. Тогда и возникает близость. А за близостью приходит и любовь.
«Иуда» – это настоящий и талантливый роман о том, как тяжело нам оставаться людьми, вопреки идеологиям и разным взглядам на жизнь, вопреки своим представлениям и убеждениям. Это книга о том, как нам трудно любить и доверять другому. Она не отвечает на сложные вопросы, не подводит знаменателя, не читает нотации о правилах жизни, она просто заставляет нас задуматься о самом важном, что есть в нашей жизни, – о человечности и милосердии.14641