Рецензия на книгу
Judas
Amos Oz
Romansero_5512 января 2018 г.Что есть истина?
Если бы я не прочла роман Оза «Повесть о любви и тьме», то мне было бы трудно сориентироваться в проблематике и авторской позиции «Иуды». Роман многоплановый и одновременно идейно цельный. Все пласты, из которого состоит текст, посвящены одному: что есть предательство? Когда ты не согласен с политикой собственного государства, ты автоматически становишься изменником, Иудой?
На страницах романа сошлись в идейном споре все возможные по этим вопросам точки зрения. В одном доме в силу обстоятельств на протяжении трёх зимних месяцев 1959 года живут бок о бок три разных человека: бывший профессор Гершом Валд, его невестка Аталия Абрабанель и бывший студент Шмуэль Аш, который пишет к тому же исследование на тему «Иисус глазами евреев». Это исследование, своеобразное Евангелие от Иуды, раскрывает читателю необычную точку зрения на Иуду Искариота, всемирно признанного предателя из предателей. Именно его именем, Иудой, весь народ назвал когда-то и Шалтиэля Абрабанеля, отца Аталии, который пытался воспротивиться образованию государства Израиль, чтобы избежать бесконечного кровопролития. И вот тут-то сам писатель выходит на сцену и устами своих героев излагает свою точку зрения и точку зрения своих оппонентов на политику собственного государства, в котором его считают диссидентом, читай — Иудой.
Горьким сарказмом отзываются слова одного из героев романа:
«Евреи здесь – просто огромный лагерь беженцев, и арабы здесь тоже огромный лагерь беженцев. И арабы изо дня в день переживают катастрофу своего поражения, а евреи из ночи в ночь живут в страхе перед арабским возмездием. Так, по-видимому, гораздо лучше для всех. Два народа изъедены ядом и ненавистью, и оба вышли из войны отравленные жаждой мести и справедливости. И от великой справедливости вся эта земля покрыта кладбищами и усеяна развалинами нищих деревень, которые попросту стёрли с лица земли».Кто же из них прав? А может здесь кто-то быть правым?
«Иудаизм, христианство, ислам – все они не скупятся на медоточивые речи, исполненные любви, благосклонности и милосердия. Только пока нет в их руках наручников, решёток, власти, пыточных подвалов и эшафотов. Все эти верования, в том числе зародившиеся в последних поколениях и продолжающие и по сей день очаровывать множество сердец, — все они явились спасать нас, но очень скоро начали проливать нашу кровь. Я лично не верю в исправление мира. Я не верю ни в какую систему исправления мира. Не потому что мир в моих глазах исправен. Мир крив и тосклив и полон страданий, но всякий, пришедший исправить его, быстро погружается в потоки-реки крови. Вот только если в один прекрасный день исчезнут из мира все религии и все революции, все до единой, без всякого исключения, будет в этом мире намного меньше войн. Человек, как сказал когда-то Кант, по природе своей – подобие кривого шершавого полена. И нам нельзя пытаться обстругать его, не утонув по горло в крови».Не знаю, как вы, но я готова подписаться под этими словами.
На основную сюжетную линию накладывается история Иуды Искариота. Для всего мира Иуда – «воплощение предательства, воплощение иудейства, воплощение связи между иудейством и вероломством». Мы все привыкли так рассматривать эту фигуру, не подвергать сомнению его предательство. Мы так ПРИВЫКЛИ! А если изменить угол зрения? И в исследовательской студенческой работе появляется другой Иуда: «Последний христианин. Первый христианин. Единственный христианин».
Непривычно? Но значит ли это, что не верно?Сам писатель в одном из интервью сказал, что он боится людей, никогда не меняющих своих убеждений, взглядов, принципов. Я его понимаю: с течением времени человек меняется, пополняется его жизненный опыт, накапливаются знания, которых у него не было в юности, открываются новые факты, скрытые до времени в архивах под грифом «секретно». А ты всё тот же? По меньшей мере, странно. Но здесь таится и другая опасность: «Тот, кто готов измениться, в ком есть мужество, чтобы измениться, всегда будет предателем в глазах тех, кто не способен на перемены, кто до смерти боится их, не понимает и ненавидит».
Не каждый готов к подобным испытаниям. Амос Оз оказался готов, за что его ненавидит огромное количество людей в своей собственной стране. Грустная, но такая до боли знакомая картина. Не правда ли?
6486