Рецензия на книгу
The Godfather
Mario Puzo
Аноним12 января 2018 г.Иногда зло бывает очень привлекательным.
А зло, одетое в итальянские костюмы, облаченное в прекрасные манеры и наделенное острым умом, безусловно, не могло не найти себе множество поклонников. В наше спокойное время наблюдать за перепалками сицилийской мафии, происходящими на страницах книг, приносит какое-то запретное удовольствие.
Имя «Крестный отец» уже так глубоко укоренилось в масс-культуре, что даже люди, которым не особо интересна подобная тематика, вряд ли никогда не слышали о доне Корлеоне и его семье. Как было и в моем случае — откуда-то мне было известно множество деталей, но ни к романам, ни к фильмам я никогда прежде не прикасалась.
Сложно писать отзывы к книгам, которые вызвали противоречивые чувства, хотя, наверное, это и хорошо, потому что именно такие произведения заставляют нас — читателей — больше анализировать, больше переосмыслять кое-какие ценности. Автор проделал просто огромную работу: красочно, интересно, интригующе он сумел показать большой мир за высокими воротами, куда простым обывателям путь заказан. В этой громадной семье, где между ее членами больше царит духовная связь, нежели кровная, действуют свои правила и законы, через которые нельзя переступать, иначе расплата будет жестокой и настигнет в любом случае. Это суровое место, где не каждый сумеет выжить, но выживший получит в своей кормушке золотые яблоки. Но это не только история о разборках, интригах мафий и причастных к ней людей, грубо говоря, пусть подобного здесь достаточно много, а и история взросления. Она хорошо прослеживается во время преображения образа Майкла Корлеоне, который из неопытного, упрямого юнца вырастает приемником своего отца. Достойным приемником своего отца. Его линия мне очень импонирует.
Конечно же, не могу не упомянуть о самом Вито Корлеоне, с которого все и началось. Он выбрал правильную стратегию, чтобы завоевать расположение и уважение остальных: услуга за услугу в будущем. И это не пустые слова: обещанное им точно будет иметь результат. И благодарность простых людей, от которых все отвернулись в сложный момент, кроме такого могущественного человека, не будет знать границ. Вообще, образ дона Корлеоне — целеустремленного, хладнокровного, уравновешенного, мудрого — не может не вызывать какого-то скрытого уважения. Хотя, после этой сцены:
Отец отказался.
― Она хотя мне и дочь, ― сказал он, ― но принадлежит теперь мужу. И я ему не указ. Даже король Италии не позволял себе вмешиваться в отношения мужа и жены. Пусть едет домой и научится вести себя так, чтобы он ее не бил.
Конни сказала в запальчивости:
― Ты сам хоть раз в жизни поднял руку на жену?
Она была его любимица, ей спускались подобные дерзости.
Он ответил:
― Моя жена ни разу не давала мне повода ее ударить.
И мать закивала головой, заулыбалась.мои к нему чувства стали прохладнее. Увы, я далека от традиций этого народа в этом времени, наверное, мне никогда не понять такого отношения, но подобное заявления попахивает лицемерием. Человек, который отказывается помочь дочери и будущим внукам, но с радостью (пусть и с расчетом) вступается за чужих ему людей, меня смущает. Впрочем, эта недальновидность потом ему здорово аукнется.
И если уж речь зашла о женщинах, то их образы в книге абсолютно пустые. Я всецело понимаю, что это, своего рода, мужская тусовка с пистолетами. Если бы женщин здесь не было вообще, это бы не вызвало у меня никаких претензий. Но они есть. И эти либо озабоченные сексом девушки, готовые броситься на любого мужчину, либо глупые овечки с большими глазами, погрязшие с головой в пеленках и стряпне. Промежуточного звена здесь не наблюдается. Кей Адамс еще подавала какие-то надежды в начале, но потом благополучно скатилась в другую категорию.
Также из вещей, которые мне не очень понравились, хотелось бы выделить идею, проходящую сквозь весь роман: хочешь красиво жить ― переходи на темную сторону. И почти все персонажи, которые пытаются поступать праведно и честно, терпят крах. Да, тяжелые времена, но оправдывать свои преступления только этим немного странно. Ступив на эту дорожку, вкусив дорогой жизни, потом трудно с нее слезть, я бы даже сказала ― невозможно. Поэтому размышления персонажей о том, что в будущем их дети или внуки будут простыми юристами, врачами и прочими достопочтенными людьми, кажутся мне пустыми мечтами.
Но все же книга мне понравилась. Пусть некоторые моменты показались затянутыми, пусть некоторые герои ― Фредо Корлеоне, к примеру ― показались не до конца раскрытыми, я нисколько не жалею, что наконец-то прочла этот роман.
3250