Рецензия на книгу
Дракула
Брэм Стокер
Аноним8 января 2018 г."Страшилка", Ид и энтропия
Выбрал книгу я благодаря случайному комментарию majj-s , и пошло-поехало... Собственно, как заядлому кингоману (т.е. фанату Стивена Кинга), мне давно пора было ознакомиться с каноном "литературы ужасов" и праматерью "сумерек" и прочих сосущих (кровь) существ.
Даже обложка моей книга была зловещей . Потрёпанная, тёмно-зелёная, вверху посредине надпись крупными буквами: "ГРАФ ДРАКУЛА" - не книга, а гробик, и внутри действительно таился культовый вурдалак.Этот готический роман тревожит, волнует кровь и иногда пугает, что, считаю, неплохой работой с читателем, давно наслышанном о вампирах, уже видевшим фильм(ы) и вообще-то не верящим ни в какую нечисть. Равно как граф нападал на молоденьких девчат, так и книгу лучше всего читать подросткам или детям, при условии, что они каким-то чудом не узнают предварительно кто же ждёт Джонатана в трансильванском замке. Подозреваю, что потрясение от первого в жизни культурологического столкновения с вампирами было бы для ребёнка/подростка очень сильным, но, к сожалению, сегодня чуть ли не грудные дети знакомы с Дракулой заочно безо всяких там стокеров. Например, Хэллоуин. Показатель: раз школота разгуливает в конце октября в чёрном макияже со стекающей (нарисованной) с губ кровью , значит, Дракула совсем не умер, он жив, и сейчас побеждает Бога (вы видели хоть кого-нибудь в костюме Христа?).
Борьба с энтропией
"Дракула" - хороший пример противостояния системы с внешней энтропией, если подойти к анализу текста с системным подходом (источник: А.В.Холопов, см.лекции на Youtube).
Все охотники на вампиров (Ван Хельсинг, Джонатан, Артур, Сьюард, Квинси) и Мина удивительном образом сплочены, они полкниги клянутся друг другу в верности, всё время проявляют взаимовыручку. Они являют собой мини-систему: каждый член системы наделён высшим смыслом (борьба со Злом, сохранение чести и достоинства), что даёт их 6-частной системе эмерджентность, т.е. некую синергию, дополнительные положительные свойства. "Один в поле не воин" - тет-а-тет с дьяволом никто бы из героев не справился (Джонатан избежал гибели просто чудом); им удаётся это сделать только вместе. Им присуща жертвенность: Моррис погибает, а Мина согласна, если придётся, на смерть, лишь бы зло получило по заслугам.
Дракула - энтропия, т.е. хаос, противостоящий, мешающий системе, Зло. Он проигрывает, потому что он один, у него нет союзников (есть, но они сильно ограничены). Хотя, проигрывает ли? Энтропия, внешняя и внутренняя, никогда не исчезает. Есть мнение, что сын Мины и Джонатана... вот-вот, чувствуете, как опасение, легкий страх пополз по коже? Короче, в их сыне плещется кровь множества людей (вспомните переливания для Люси), в том числе эритроциты и лейкоциты графа. Уха-ха-хаХорошее сравнение - вирус. Дракула это сифилис, доблестные борцы - иммунитет / вакцина. Сифилис, потому что в конце 19 века в Англии и Европе была эпидемия этой болезни, передающейся, например, через слюну, кровь и, зачастую, ..... половым путём.
Фрейдизм
Надо быть ребёнком или монахом, чтобы не прочитать в "Дракуле" сексуальный подтекст.
Мужчина-доминант берёт силой молоденьких девушек в тоненьких ночных рубашках, врываясь по ночам в их спальни - каково, а?
В сцене с Миной он принуждает её пить его кровь из раны на груди, т.е. принуждает пить жидкость из своего тела - каково?
И т.д., и т.д.
Кто-то считает графа - фрейдистким Идом, инстинктивным влечением, которое викторианские англичане несколько веков подавляли в себе. Днём они благовоспитанные леди с чашечкой чая в руках, а ночью... они идут в парк и кусаются с кем попало на скамейке в полуголом виде. Или пускают незнакомцев в окно.
Неудивительно, что сейчас многие читательницы даже симпатизируют графу - этакий "плохой парень" в толпе ординарных джентельменов, не спрашивающий, а берущий.Впрочем, разрешение на вход в дом он всё же спрашивает. Это наталкивает на мысль, что женщины (те трое парий в замке, Люси, Мина и ещё бог знает сколько жертв) сами соглашались, под гипнозом или нет, на вторжение. С Миной там есть шпилька - по-моему, она чисто жертва козней графа и больного Ренфилда. А вот Люси... Я всё гадал: зачем нам знать в начале романа про замужество Люси и трёх её женихов? У нас же, мать его, роман ужасов, а не сентиментальное сю-сю-мусю! Оказалось, всё было к месту. Не хочу сказать, что Люси распутная или что-нибудь в этом роде, просто тот факт, что она принимала ухаживания одновременно трёх кавалеров говорит о её, хоть и близкой к нулю, но несколько большей, чем у Мины, склонности к совращению.
Да, подходящее слово - "совращение". Как извращенец или просто сладострастник нашептывает красотке страстные речи, соблазняет, обещает - так и Дракула ворожит за окном. Пусти озабоченного к себе в дом - и ты уже жертва, дальше дело техники. Ну или пойди в его дом, что ещё пагубнее.До чего же читателю-мужчине кипятит кровь, когда, например, читаешь, как Дракула "совращает" Мину на глазах её любящих мужчин, или как он бросает им: "Все ваши женщины уже мои", и зловещее уха-ха. А знаменитая сцена, где к Джонатану подбираются три "невесты" графа в замке! Очень эротичное описание, и, заметьте, что пострадавший получал от происходящего наслаждение.
И почему-то лёжа в гробу девушки-вампирши выглядят лучше, чем они выглядели при жизни; все пятеро милашек из "Дракулы", панночка из "Вия", Лигейя у Эдгара По - ну прям пропаганда некрофилии какая-то! Абсолютно неподвижная девушка, не способная к сопротивлению... мда, тут уже реально включается какой-то Ид.Куча мужиков под покровом ночи в уединённом месте вгоняют толстый кол в девушку - чем вам не сцена группового насилия?! Не исключено, что выражение "кинуть палку" идёт как раз от практик борьбы с вурдалаками. Хотя, по-серьёзке, вся эта тема с колами пошла от колосажательных практик Влада Цепеша - прообраза Дракулы.
Дарвинизм и столкновение культур
Эти теории мне нравятся меньше, но что-то от них несомненно в тексте присутствует. Например, culture clash между цивилизованным Западом и оккультным Востоком, чьим представителем является иммигрант-граф. К слову №1, не ожидал, что 90% действия романа пройдёт в Лондоне - исходя из фильма считал, что вся заваруха случится в "залесье" (Трансильвании). К слову №2, боязнь иммигрантов - ещё один подтекст, запрятанный Стокером в роман, ибо в те годы в Британию хлынул поток не особо образованных приезжих, в том числе с Восточной Европы. 120 лет спустя с мигрантами повторяется та же история - напишет ли какой-нибудь мало известный ирландец новый шедевр?Стык 19 и 20 веков, кроме фрейдизма, это время активного педалирования дарвинизма и его критики. Вот и в "Дракуле" видны его черты: обращение людей в летучих мышей, волков, собак, а также поедание мух, пауков и птиц - человек тут показан довольно низменным и приближенным к звериному миру.
Историческая подоплёка
В моём издании кроме романа приведены главы из книги Реймонда Макнелли и Раду Флореску "В поисках Дракулы", где рассказывается о Владе III и его чудовищных злодеяниях (занятно, что слова Vlad и blood рифмуются). На LL книги нет, а в поисковиках отыскать книгу или хотя бы некоторые главы вполне возможно. Вывод: зло порождает зло. Влад претерпел обманы, предательства, измены и вся его жестокость - отместка миру. Что его, впрочем, не оправдывает.Ни одного слова я ещё не сказал про Ван Хельсинга. Ничего особенного, кроме того, что с ним себя ассоциировал автор (у них одинаковые имена - Абра(х)ам), я не отрыл, и вот тут бы послушал ваши версии - например, почему он именно из Голландии, а не из какой-нибудь Чехии?
Если вы дочитали до сюда, значит вы усердный читатель, любитель "ужастиков" и к тому же поборник добра. Сейчас, нажав на ✚, вы не просто ставите мне плюс, вы воздымаете святой крест против лезущей со всех щелей интернет-нечисти!
†
Не помешает также смазать свой монитор чесноком.341K