Рецензия на книгу
Замаскированные дни
Карлос Фуэнтес
Аноним4 января 2018 г.О сколько нам открытий чудных... готовит книжный шкаф. На сей раз это открытие Мексики. Если кратко, я в восторге, если чуть подробнее, см. ниже.
Итак, как только я приступила к этому сборнику, то поняла, что имею дело с магическим реализмом, жанром весьма меня увлекающим. Первые шесть рассказов были проглочены залпом, здесь я получила тайны, мистицизм, неожиданные концовки, в общем всё то, за что в своё время полюбила Дафну Дюморье. Всё это, и даже чуть больше! Рассказы Фуэнтеса кратки и лаконичны, но при этом так захватывающи, так неуклонны в своём стремлении погрузить читателя в неведомый ему доселе мир, где так часто меняются властители и порядки, но остаются старые верования, где святые в церквях своими ликами напоминают древних индейских идолов, где в старых закрытых двориках всегда идёт дождь и бродят женщины в старинной одежде.
После мистических рассказов в сборнике идёт весьма созвучная им повесть "Аура", а за ней рассказ "Кукла-королева", ставший для меня полной неожиданностью и давший понять, что не магией единой этот мексиканец проложил себе путь в литературе.
А потом был роман, роман, который я читала четыре дня, несмотря на его небольшой объём, но который и не хотелось, и не имело смысла читать быстрее. "Смерть Артемио Круса", рассказ о прожитой жизни, ведущийся со смертного одра. Нет, не так, никто ничего не рассказывает, мы как бы наблюдаем жизнь в разных временных промежутках, являющихся перед нашими взорами в хаотичном порядке, всё более и более открывая кем же был этот семидесятиоднолетний старик. Человек новой формации, бунтарь, революционер, беспощадный жесткий крестьянин с железной волей, вышедший из самой неприглядной клоаки и прошедший своими грубыми башмаки по стране, сметая старую власть, чтобы стать новой. Человек, которого в какой-то момент предаёт тело, требуя от него невозможного - умереть. Перед его взором, как и перед нашим проходят все те, кто уже умер, чтобы он жил, все те, кого он любил и кого не любил тоже. А ещё перед нами раскрывается Мексика, неистовая, дикая, захваченная и захватывающая, неукротимая. Она будет такой и дальше, а Артемио Крус умирает.
Вот про это читать было тяжело, физиологические и биологические процессы, идущие в его старом теле неотвратимы и необратимы, они сжигают его изнутри, они уничтожают его личность, его недавние заботы и чаяния, и вот повествование, начинавшееся неспешно, постепенно ускоряющее темп, замыкается на актах рождения и смерти. Артемио Крус умер.
196