Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Il y a un garçon dans les toilettes des filles

Louis Sachar

  • Аватар пользователя
    Аноним2 января 2018 г.

    Это книга для подростков. Фамилию автора также переводят как Сейкер, а в оригинале книжка называется There's a Boy in the Girls' Bathroom. Главный герой, мальчик по имени Брэдли Чокерс (ему где-то 10 или 11 лет) — изгой класса. Как пишут в аннотации:


    «Он сидит на последней парте. Уроков никогда не делает. По всем предметам у него двойки, а когда его стыдят, он только ухмыляется. Учителя давно махнули на него рукой, одноклассники от него шарахаются. Он врёт по делу и без дела, частенько противореча сам себе. То он лезет в драку, то вымогает у кого-то деньги, то угрожает девочкам, то толкает малышей. Понятно, что все его ненавидят».

    Ну да, примерно так и выглядит Брэдли Чокерс. Мальчик «с большими поведенческими проблемами». И вот в школе появляется новый психолог... (кстати, прототипом психолога была жена автора. Её даже так же зовут — Карла).
    Корни проблем Брэдли, в общем, понятны. Равнодушие и невнимание взрослых:


    «У меня в классе ещё двадцать восемь учеников, и я не могу тратить всё наше время на Брэдли. Он должен сам решить, хочет он быть единым целым со своим классом или нет. И если он не хочет быть единым целым со своим классом, тогда ему лучше не учиться в этом классе».

    Неискренность в семье. Брэдли ругают за то, что он постоянно лжёт, но когда папа спрашивает маму о результатах разговора с учительницей, та сообщает:


    «У Брэдли большие успехи в школе».

    Потом выясняется, что она солгала, чтобы папа не отправил Брэдли в военное училище. То есть умение договариваться и совместно решать проблемы в семье явно не на высоте. Никто не интересуется тем, что Брэдли чувствует и думает. Его старшая сестра потешается над ним каждый раз, как он проявляет эмоции. Ну и, конечно, в итоге получается ребёнок, который говорит:


    «Мне никто не может сделать больно, даже я сам».

    Если бы я читал эту книгу в детстве, я бы (адаптивный ребёнок, стремящийся подстроиться под требования взрослых) возмущался и удивлялся, почему Брэдли (ребёнок бунтующий) ведёт себя так гадко. Ладно, когда к нему относятся плохо, но ведь и когда к нему пытаются проявить дружелюбие! Сейчас же я, напротив, думаю, что Брэдли — это ребёнок ещё очень контактный и готовый к общению. Для ребёнка с такой болью внутри он довольно быстро начинает доверять. Брэдли больше заброшенный, чем травмированный. Спокойный и доброжелательный взрослый легко налаживает с ним контакт. Проблема в том, что рядом с Брэдли нет спокойных и доброжелательных взрослых. Такое ощущение, что все они беспомощны и боятся его.
    Мне книга показалась очень хорошей, но несколько упрощённой. Не в плохом смысле упрощённой, как это бывает с книгами для детей, но всё же и без глубокого погружения. В ней всё в целом благополучно. Трудности разрешаются довольно легко. Это здорово, но, увы, моя жизнь показывает, что эта проблема — проблема изгойства и нелюбви к себе — так легко не решается. Чаще всего есть множество дополнительных препятствий, которые корёжат твою жизнь.
    А тут такое ощущение, что все только ждали от Брэдли первого шага. Едва он изъявляет желание начать делать уроки, как вся семья наперебой бросается ему помогать. С ним сидит мама, с ним сидит сестра, даже отец зовёт его в свой кабинет, куда нельзя заходить.


    «Оказалось, папа удивительно много знает, да ещё и здорово объясняет, так что всё трудное и сложное сразу становится лёгким и простым».

    Да, конечно, эти родственники почему-то ждали первого шага от одиннадцатилетнего ребёнка, вместо того чтобы проявить инициативу самим. Но ведь никто и не теряет терпение, не говорит Брэдли, что он тупая бестолочь, раз не понимает задачи, не отвешивает ему затрещину за неправильное решение... его даже никто не посылает заниматься самому, мол, ты должен уметь разбираться самостоятельно, а родителям некогда возиться с твоей ерундой. В школе, как только Брэдли меняет поведение, меняется и отношение к нему ребят: никто больше его не дразнит, все замечают, что он изменился, и хотят с ним общаться. Такие, благополучные и здоровые дети, очень дружелюбно настроенные. Я думаю, они такие существуют, но лично я таких классов не видел.
    Кстати, описание именно детского восприятия и взаимодействия детей между собой в книжке кажется довольно близким к истине. Как в этом возрасте завязывается дружба и вражда, как воспринимается мир. Да, оно всё такое скорее светлое, чем тёмное, но всё же не фальшивое. И это интересно.
    Да и само описание проблемы деструктивного поведения и выхода из неё, хоть это и «лайт-версия», на деле очень достоверно. И желание «быть хорошим», и страх, и попытки откатиться назад, потому что так, по крайней мере, привычно. Брэдли впервые в жизни сделал домашнее задание, принёс его в школу — и разорвал. Не смог сдать учительнице. Очень понятно, почему.
    И как много может сделать один-единственный человек, который тебя принимает.
    В общем, на книжной полке для своего ребёнка я бы эту книжку завёл.

    4
    147