Рецензия на книгу
Wonder
R.J. Palacio
ash-sand2 января 2018 г.Главный герой этой книжки, десятилетний мальчик Август Пулман, из-за редкой генетической мутации родился практически без лица. Вернее, с лицом обезображенным. К своему возрасту он перенёс уже 27 операций и благодаря этому теперь может, например, есть самостоятельно, а не через зонд, пусть и не очень аккуратно. А в остальном Август совершенно обычный мальчишка. У него нет «особых потребностей», он вполне соответствует возрасту и умственно, и физически, и эмоционально. Просто у него очень отличающийся внешний вид.
До этого времени Август не ходил в школу, а обучался дома. Однако сейчас он уже окреп, новая операция не скоро, и потому он отправляется в пятый класс. И, разумеется, его ожидают сложности, как и любого человека, который отличается от остальных.
Честно говоря, когда я начал читать, я подумал, что для меня это получится чем-то вроде кальки с «Привет, давай поговорим». Темы-то примерно те же. Только книга Дрейпер, на мой взгляд, написана лучше, а тут скорее Сашар с его склонностью к упрощению и «несложным» сложностям. Оказалось, однако, что всё интереснее. Потому что повествование в книге ведётся от лица нескольких героев, и это не только сам Август, но и его старшая сестра Оливия, и его друзья, и даже парень его сестры. И всё вместе это даёт более масштабную и полную картину. Вот история Августа — история жизни с инаковостью, сложностей социализации, предательства друзей и опасений изоляции... А вот история Оливии — красивой девушки, у которой никаких генетических мутаций и вроде бы всё благополучно. Вот только у неё типичный «комплекс старшего ребёнка»: в семье есть ребёнок с проблемами, которому достаются всё внимание и забота родителей, а более благополучному сиблингу остаётся только пытаться быть идеально хорошим и никому не доставлять проблем.
«Вот я и привыкла не жаловаться и не беспокоить родителей по пустякам. До всего доходила сама: как собирать конструкторы, как не пропускать дни рождения друзей, как успевать в школе. Я никогда не просила помочь мне с домашней работой. Мне никогда не нужно было ничего напоминать: я сама писала доклады и готовилась к контрольным. Если я что-то не понимала на уроке, то приходила домой и училась, пока не пойму. И все школьные проекты я выполняла самостоятельно. Когда мама и папа спрашивали, как дела в школе, я всегда отвечала: „Хорошо“ — даже если дела были не очень».И это уже другая тема, и она тоже заслуживает внимания. А есть ещё Джек, которого бойкотирует весь класс за то, что он «дружит с уродом». Есть Джастин, парень Оливии, чья история соприкасается с Августом поскольку поскольку, и у него своё прошлое за плечами:
«забавно, что существует слово „гиперопека“ — это про родителей, которые слишком носятся со своими детьми, — но нет слова для обратного перекоса, когда родители со своими детьми не носятся вообще, как это может называться? недоопека? недолюбовь? фуфло? всё сразу. в семье оливии все постоянно говорят друг другу „я тебя люблю“. я даже не помню, когда мои родители говорили, что любят меня».(Да, глава Джастина написана без прописных букв и распространёнными предложениями — у единственного. Это, конечно, его характеризует. Но выделяет как-то слишком уж сильно. Интересно, почему так?)
В центре истории, конечно, Август. Всё закручивается вокруг него. Но это история не только о нём, а и о других людях тоже. О многих людях, о разных. И это многоголосие интересно. Характере в книге живые и яркие, в них вполне веришь. Следить за ними приятно.
Правда, некоторая «хэппиэндность» книге свойственна. «Привет, давай поговорим» в этом плане была более глубокой; в «Чудо» местами всё же бывает слишком сусально. Финальный эпизод меня скорее опечалил — это было уж слишком, на мой взгляд. Может, дети и не будут это так воспринимать... не знаю. Я бы убрал.
Хотя в целом книга очень неплохая, и прочитал я её быстро и с удовольствием. Особенно мне понравилась именно представленность разных точек зрения. А ещё, кстати, видно, что это современная книга (в 2013-м она вышла): и сленг вполне современный, и часть сюжета передаётся перепиской по электронной почте и в «Фейсбуке». Это было элементом постмодернистского романа, а теперь нормальная часть нарратива. И это интересно.4144