Рецензия на книгу
Jo confesso
Jaume Cabré
Alevtina_Varava31 декабря 2017 г.Я сделала ошибку ещё в самом начале. Потому что позапрошлым летом я уже начинала эту вещь, и бросила на 120-й странице. А потом как-то приняла в мобе, и осознала ошибку только в середине года. Узрев обложку. Было поздно.
Я откладывала её до самого конца. Смотрите, я всё же дочитала её в ночь с 30 на 31 декабря. Я герой. Фух.
От этой книги у меня болит голова. Правда. У нее занятный сюжет, есть и дух, и настроение. Но в погоне за новыми формами автор, ИМХО, перестарался. Когда изложение прыгает с первого лица на третье, а потом обратно на первое - и всё в одном и том же абзаце или даже предложении, мозгу плохо. Ему не нравится. Когда на самом суперровном месте без перехода на курсив и даже без какого жалкого отступа в строку сюжет перепрыгивает с конца двадцатого века на середину четырнадцатого... Когда через строку чередуются фразы из четырёх разных разговоров... Или в одном абзаце то обергруппенфюрер СС, то великий инквизитор идут и делают похожие вещи, и описания их меняются то от одного, то от другого... Кстати, последний приём был бы даже забавен и по-настоящему занятен, если бы имел под собой ещё какую-то подоплёку. Ибо... вот эти "реинкарнации" (наверное же об этом) не разыграны, не отточены, просто есть - а где, кто, зачем, почему... Не дай бог в эту книгу ещё и мистику, но всё таки...
Или вот этот вот приём, когда вскользь что-то было помянуто - и вдруг оп: кусочище главы про это в реальном времени где-то там и без всякого перехода.
Я о чем? Этот рваный стиль, этот подход к тексту, это "новаторство" выворачивало сознание наизнанку. Хотелось кричать. Выть. "Зачем ты делаешь это со мной, книга?", "За что я должна читать это, господи?" - то и дело спрашивала я вслух.
Тут напихано много всего. Всякое по отдельности занятное. Разбитое на смысловые куски тоже было бы занятным. А в этой каше ты давишься, давишься сюжетными линиями. Мы с моим редактором воюем иногда, когда она добавляет в мой текст какое-нибудь (на мой взгляд лишнее) "был", чтобы все строки отправить в прошедшее времени, чтобы не получилось перепада. Перепады, ха-ха. Смысловые связки. Согласование времен, лица изложения, действия... Ха-ха.
Обещаю вставлять "был", где сказано. "Я исповедуюсь" учит склонять голову перед общепринятыми нормами литературного изложения. Даже если это кажется тебе лишним. На самом деле, оно важное.
Кстати, от самого сюжета я ждала в итоге чуть-чуть большего. Вышло, что в калейдоскопе связок и скачков на самом деле не скрыто ничего такого уж особенного. То есть то, что - СПОЙЛЕРЫ - папа героя - скупщик сомнительной душевной организации - было и так понятно. Кстати, его совсем не попробовали сделать неоднозначным. Даже не попытались, ни в чём. Так вот, я всё ждала когда же окажется.... ЧТО-ТО, ну хоть что-то... что он - один их тех нацистов, судьбы которых то и дело врываются в книгу. Ну хотя бы. Что-нибудь. Но нет.
Или эти вставки времён инквизиции. Они ведь не имеют никакой существенной связи с основным книжным сейчас. Кроме того, что тогда и так родилась скрипка. И всё. Только это. Так много отсылок и намёков, а намекать-то было и не на что. И другое, другое, разное... Суперодарённый Адриа - юный вундеркинд, но тоже без смысла. То есть это не несет почти никакой нагрузки в сюжете... Тут очень много таких штук... А ещё я, может, уже подустала совсем к этому месту - но при чём была история с убийством жены Александром Ротом? Как она вообще попала под лупу очередного "скачка" автора? И вот в тоге за мишурой перепадов мы имеем сделанную в старину из очень хорошей древесины скрипку, прошло много столетий, еврейскую семью, покупающую её с большим трудом талантливой дочери, арест - Аушвиц - все убиты, кроме отца. Страшные эксперименты врачей. Отец выживает, становится монахом, случайно встречает доктора, а потом нанял ему убийц. Кстати, откуда у подставного отца та салфетка? Забрал в больнице? Ну в общем. И скупщика краденного, который купил скрипку, у которого дома странная атмосфера, к которого сын знает с десяток языков в свои 9-11-20 лет, которому отрезают голову из-за той же скрипки. И дальше жизнь мальчика, который не может найти себя и который придумал себе любовь и потому долго страдал.
Тут линия с врачами вообще самая любопытная. Но она куда-то теряется под нагромождением остального. Ой, всё. Я больше не хочу думать об этой книге.
С наступающим, друзья!
Флэшмоб 2017: 67/67.
4324