Рецензия на книгу
Токийский декаданс
Рю Мураками
Аноним26 декабря 2017 г.Изнанка страны
Когда видишь, что автора цепляет какая-то определенная тема/сюжет, невольно задумываешься, а почему. Иногда все просто: вот в этом романе персонаж наворачивает круги вокруг фикуса, вон в том то же делает героиня, а вот в этом рассказе ребенок фикус поливает. Ответ напрашивается сам собой – автор имел тесный контакт с фикусом. (Вся ситуация полностью вымышлена примера ради, о тесных связях авторов с растениями пока не слышала; хотя у меня вот, например, сейчас замест питомца папоротник, и его зовут Стив.) В случае с Рю Мураками подобное размышление ставит в тупик. Читаешь рассказ за рассказом и недоумеваешь – как, ну как так получилось, что автору приспичило писать от лица проституток. Что случилось в жизни твоей, Рю?
Сам автор описывает этот порыв как социальную необходимость. И тут не поспоришь. Спектр сексуальных услуг в Японии необыкновенно широк, так как из-за тонкостей законодательства можно заказывать различный изврат, не нарушая при этом закон о запрете на проституцию. Ну и нелегалов и шабашников никто не отменял, так что девчонки работают себе, и как почитаешь японскую литературу, так даже и с удовольствием. Но понятно, конечно, что так или иначе в эту структуру идут не от хорошей жизни.
Так вот. В сборник «Токийский декаданс» вошла серия рассказов о проститутках, причем взгляд идет от лица женщин, которые посещают всяких странных мужиков (от обыкновенных чудаков до изощренных преступников) и работают свою нелегкую работу. В центре каждого рассказа, впрочем, всегда какой-то конфликт, разбитая мечта или просто мысль как попытка убежать от реальности. Рассказы похожи, понятно, что их писал один человек, и вот тут-то и задумываешься – как это, Рю-сан, у вас получилось так лихо и в таком количестве изобразить ряд женщин древней профессии, и, главное, зачем? Мораль из этого скопища не вывести. Ну разве что «будьте, други, нежнее к гостьям», но как-то сомнительно. Или, лучше, «не идите, милые, в эту сферу, это ад» – но почему тогда большинство девочек вполне себе в кайфе? Загадочно, ох, загадочно. Однако не могу не сказать, что рассказы интересные и часто жуткие в своих ужасных поворотах – полный крышеснос.
Продолжает сборник роман «Кинопроба», тоже социальный, по утверждению Мураками. Здесь все понятнее. Главный герой Аояма после потери супруги закапывается в работу и чувствует себя, понятно, не так чтобы очень. Когда ему подкидывают мысль снова жениться, Аояма ее обдумывает и решает, что это хорошо. Но как найти жену? Приятель предлагает неожиданный ход: устроим кастинг, якобы для фильма, в требования запишем все, что ты хочешь, и вуа-ля – выбирай. Аояма соглашается и вскоре находит женщину своей мечты. Только что-то в ней странное есть – слова не совпадают с реальностью, никто о ней никогда не слышал… Ослепленный Аояма не обращает на это внимания. И вскоре выясняется ужасная правда.
Здесь центральная тема – нелюбовь. Мураками пытается доказать, что человек, подвергнувшийся жестокому обращению, навсегда обречен существовать без любви, он просто не может понять ее и принять, мир для него искажен; поэтому он отворачивается от мира и употребляет все свои силы на то, чтобы добавить в мир еще жести. Возможно, эта мысль где-то раздута, преувеличена, но отчасти все равно правдива – и, увы, таких «потерянных» и страшных по своей сути людей много, не только в Японии, но и во всем мире. Да что там, путь почти любого маньяка начинается с боли и обиды.
Роман довольно прост по сути, но интересен и умеет пощекотать нервишки.
В целом «Токийский декаданс» утвердил мое впечатление о Рю Мураками – определенно мой автор, жесткий, беспощадный, немного не от мира сего и безусловно интересный. Уже знакомым с писателем рекомендуется. Ну и тем, конечно, кому охота почитать о проституции… Ну, а вдруг?
594,1K