Рецензия на книгу
My Brilliant Friend
Elena Ferrante
WarderFeline25 декабря 2017 г.Элена Ферранте "Моя гениальная подруга". Роман или дневник?
Элена Ферранте "Моя гениальная подруга"
Роман или дневник?
Действие романа Э.Ферранте происходит в Италии в послевоенные годы 20 века (1950-1958г.) В бедном квартале вблизи Неаполя живут две девочки - Ленучча(Лену) и Лила. Повествование ведется от лица Ленуччи. Отец Лилы - сапожник, отец Ленуччи - швейцар. В этом квартале живут разные семьи, во многом похожие друг на друга своей озлобленностью и безденежьем. Здесь ежедневно скандалы и сплетни. Ссоры, которые не забываются годами. Мужья часто дерутся с жёнами, родители избивают детей. Драки бывают каждый день, случаются и убийства. Много грубости и злобы.
В начале романа обе девочки учатся в начальной школе. Для Ленуччи школа - это место, куда можно убежать из дома, от бесконечной ругани и от ненавистной матери. Она старается учиться и учится хорошо. Поэтому учителя советуют ей продолжать учёбу в средней школе. Но родители Ленуччи, особенно мать - против. Учебники стоят дорого, в семье ещё трое детей, и Лену должна помогать матери дома. Но учительница Оливьеро настойчиво уговаривает родителей позволить Ленучче учиться дальше. И тогда родители поставили условие: если не будешь учиться на отлично, забираем тебя из школы. Вот откуда у Ленуччи её одержимость учёбой, старательность и трудолюбие. И вот откуда её успехи в школе.
На протяжении всего романа мы следим за отношениями двух подруг, Лилы и Ленуччи. В детстве Ленучча всегда подчинялась Лиле. Лила очень способная. Она сама в 6 лет научилась читать и писать. В начальной школе она по способностям превосходит всех учеников. Но родители не разрешают Лиле учиться дальше. Она должна помогать и дома, и в мастерской отца-сапожника. Но, бросив школу, Лила продолжает учиться самостоятельно. Регулярно посещает библиотеку, спрашивает у Ленуччи о заданиях и уроках в школе, самостоятельно изучает латынь и греческий.
С детства в Лиле чувствовалась смелость и решительность. По характеру Лила - страстная натура. В минуту гнева она, по словам Ленуччи, "и убить может". Временами она бывает очень груба и не стесняется своей грубой ругани. Она зла, остра на язык,её не любят жители квартала. С другой строны, Лила - творческая личность. Помогая отцу в его мастерской, она рисует эскизы красивых и необычных туфель, которые могли бы сшить в своей мастерской её отец и брат Рино.
Наши девочки растут и превращаются в красивых девушек. У них своя компания - парни и девушки из квартала. Они вместе, гуляют, танцуют на вечеринках, встречают Новый Год, ездят в Неаполь. Почти все давно работают: на стройках, в мастерских, магазинах, кафе. Ленучча описывает первые влюблённости, свой первый сексуальный опыт. Она уже учится в гимназии и учится отлично. Особенно ей удаются сочинения. Её хвалят учителя, ею гордится отец. Гимназия даёт ей не только знания по истории, литературе, теологии и другим предметам. Там учат азам красноречия, приёмам ведения диспутов, правилам поведения: стараться нравиться людям, не терять симпатии врагов. Кроме того, гимназия воспитывает привычку к самодисциплине.
Лила стала настоящей красавицей, она очень нравится мужчинам. У неё появляется богатый жених Стефано, владелец магазина. У Лилы теперь есть всё, о чём может мечтать девушка. При подготовке к свадьбе Лила часто спрашивает совета у Ленуччи. Ленучча чувствует, что теперь что-то разделяет их с Лилой; она подозревает, что это - её образование. Они вдвоём с Лилой посещают их старую учительницу Оливьеро и та, не признав Лилы, говорит: "Если плебс не будет учить свих детей, они так и останутся плебеями".
Лила давно перестала учиться. Её отец сразу приходит в бешенство, когда застаёт дочь с книгой. Ленучча видит, что Лила полностью поглощена повседневностью. Но в ней сохранился её живой и ясный ум. Сохранилась и её детская смелость и независимость. В квартале ползут грязные слухи о Лиле и её прежнем воздыхателе Марчелло. Обычно такие сплетни разбирались в квартале драками. Но Лила и её жених Стефано не реагируют на самые гнусные оскорбления завистников. Это поражает Ленуччу. Это что-то новое в правилах жизни квартала. Летучча думает с удивлением:"Им плевать на то, что о них будут говорить".
Нужно отметить, что квартал - среда жизни наших героинь - показан Ферранте мастерски. Жители квартала - родители, парни, девушки - простые люди, похожие
друг на друга. Подробно описана семья Лилы - её отец Фернандо и старший брат Рино: их ссоры, ругань, мечты о богатстве и о богатом женихе для Лилы. Рино - настоящий итальянец, импульсивный, легко вспыхивающий, мечтающий о собственной обувной фабрике. Именно он делает первые туфли по эскизам Лилы.
На свадьбу Лилы приглашены все жители квартала. Летучча, сидя за банкетным столом, смотрит на знакомые лица, видит завистливые взгляды, слышит грубые и неприличные шутки. Она думает о том, сможет ли она когда-нибудь вырваться из этого квартала в другую жизнь. Поможет ли её образование вытащить её из мира этих людей? Она разговаривает с Нино, молодым человеком, который давно уже не живёт в квартале. Летучча тайно влюблена в него с детства. С ним Летучча может говорить об истории, о недавнем прошлом Италии, о литературе и теологии. Именно Нино предлагает Летучче написать заметку в газету. Правда, заметку не опубликовали, но это был её первый журналистский опыт.
Произведение Э.Ферранте названо романом. На мой взгляд, точнее было бы назвать его "Дневник Элен Греко" - это полное имя Ленуччи. Действительно, по жанру это - дневники: течет жизнь, описывается окружение автора, его мысли, наиболее интересные события. Я за свою жизнь прочла немало дневников известных людей, например, дневники Делакруа, дневники М.Пришвина и др. Они дают картину времени, места действия и среды. То же самое и здесь. Для того, чтобы называться романом, в записках Ленуччи нехватает сюжета, мало диалогов и отдельных сцен, т.е. всего того, что мы привыкли видеть в художественных романах. Характер главной героини Ленуччи - стандартен: молодая девушка, хорошая ученица, мечтающая о любви и богатстве. Самый интересный характер - это, конечно, Лила, но он не вполне "живой". В нём чувствуется некоторая заданность. К тому же, наши героини лишены т.н. "притягательности" образа, чтобы у читателя дрогнуло сердце от жалости или любви к ним.
Дневники Летуччи, на мой взгляд, не затрагивают чувств читателя. Мы не сопереживаем героям, мы ... просто читаем. Здесь нет того, что называется "над вымыслом слезами обольюсь", т.е. сочувствия к героям, как в романах высокой литературы.
Но эту книгу Э.Ферранте интересно читать. Это хорошо написанная массовая литература. Я говорю это без иронии. "Массовая" - это потому, что её читают многие. Особенно интересна она женщинам. Такие книги познавательны, легко читаются, не требуют особенных затрат душевной энергии. Обрываются записки на свадьбе Лилы. Здесь предчувствуется какой-то скандал, связанный с туфлями, сделанными по эскизам Лилы. Наверное, продолжение будет в следующем Неаполитанском романе Э.Ферранте. Что ж, почитаем....8609